Как мы уже говорили, один из недостатков пошаговых инструкций в том, что слушатель, оступившись один раз, уже заблудился. Если у него не окажется базы знаний, выявить проблему и вернуться на правильный путь он не сможет.
Чтобы не допустить этого, слушатель должен иметь более широкое представление о том, что происходит. Кроме
возможности представить себе картину в целом, есть и другой способ
выявить ошибки, который на первый взгляд несколько парадоксален.
Рассказывайте не больше, а меньше
Если вы хотите, чтобы учащиеся умели
решать задачи и не терялись в различных ситуациях, то все, что им
нужно, – это практика. Но, как мы уже видели в главе 5, примеры, в
которых все сразу разложено по полочкам, не позволяют им тренировать
свои навыки.
Возможность попрактиковаться появится,
если вы оставите в примере некоторые пробелы, которые слушателям
придется заполнять самостоятельно, или если вы назовете конечную цель,
но не дадите всех нужных указаний. Это
немного напоминает фразу, встречающуюся в кулинарных рецептах:
«Приправьте по вкусу». Именно недосказанность, а не готовые ответы,
стимулирует учащихся думать самостоятельно.
Убедитесь в том, что они уверены в своих способностях
Лучшее, что я вынесла из моего опыта
создания иконки (помимо самой иконки!), – это ощущение, что при
благоприятных условиях могу создать нечто не столь уж и ужасное. В процессе
я понимала, что в будущем без посторонней помощи все равно не смогу
обойтись, однако тот факт, что у меня получилось хотя бы один раз,
означал, что в этом нет ничего невозможного.
Итак, как помочь слушателям стать увереннее в своих силах.
• Давайте им реальные задания, а не просто «упражнения по пройденному материалу».
Если слушатели своими глазами видят, что действительно могут как-то
применить знания, то в будущем ощущение, что они на что-то способны,
останется с ними.
• Дайте им возможность самим делать первые успехи.
Конечно, очень хочется сразу рассказать обо всех нестандартных случаях и
непонятных исключениях, но лучше начать с заданий, которые принесут
слушателям первые победы.
• Дайте им возможность работать над собственными задачами. Убедитесь в том, что у слушателей есть возможность использовать получаемые знания в реальных рабочих или жизненных ситуациях.
• Позвольте им самим управлять процессом.
Мы уже говорили об этом раньше, но всегда нелишне повторить: по
возможности позволяйте слушателям вести машину, а не быть пассажиром.
В книге
What the Best College Teachers Do («Как поступают лучшие
преподаватели») профессор Дональд Саари утверждает, что рассказывание
историй в сочетании с вопросами побуждает студентов критически мыслить
на занятиях по матанализу:
К концу
занятия… я хочу, чтобы студенты чувствовали себя так, будто они сами
изобрели матанализ, и если бы они родились в нужное время, Ньютон
оказался бы не у дел.
|