В которой мы узнаем, что здания
тоже могут обучаться, а также что стоит разрешать слушателям садиться за
руль, а не просто ехать на пассажирском сиденье
Составьте маршрут
При создании учебного курса очень
важно составить маршрут. Если у вас нет представления о том, где вы
находитесь и какой цели должны достичь ваши слушатели, вы не сможете им
помочь.
Не определив направления, нельзя проложить четкий путь и провести по нему других. Составляя маршрут для своих слушателей, не забудьте сделать следующее:
• определите проблему, которую вы пытаетесь решить;
• задайте конечную цель;
• определите расстояние между отправной точкой и конечной;
• решите, как далеко вы пойдете.
Определите проблему
В главе 1 мы говорили о различных пробелах в учебной ситуации. Определяя направление пути, стоит начать с них.
Угу, и зачем им это знать?
Мне не раз приходилось вести такой разговор с клиентами.
Клиент: Менеджерам по продажам достаточно лишь понимать основы страхования (сотовой связи, облачных технологий). Вот в чем цель курса.
Разработчик курса: Хорошо, а почему именно необходимо это знать?
Клиент: Ну, им просто нужно разбираться в азах.
Разработчик курса: Ага, а что конкретно они будут делать с этой информацией?
Клиент: Ну, им просто необходимо ее знать.
Разработчик курса: А что плохого случится, если они не будут этого знать?
Клиент: Они будут глупо выглядеть перед клиентами.
Разработчик курса: Вот! Значит, цель
курса можно сформулировать, например, так: «Менеджеры по продажам
должны уметь правильно отвечать на вопросы клиентов».
Клиент: Да, так, пожалуй, и есть.
Перед тем как начать разработку учебного курса, необходимо понять, какую проблему вы пытаетесь решить.
Многие учебные проекты начинаются скорее с
цели, нежели с проблемы, но в таком случае потом приходится решать
задачи, которые на самом деле не актуальны, тогда как реальные проблемы
остаются без внимания.
Рассмотрим, например, следующую цель и возможные пути ее достижения. Все
эти решения могут помочь в достижении поставленной цели. Давайте теперь
рассмотрим те же опции, но сначала определим имеющиеся проблемы. Цель
по-прежнему в силе, но теперь ясно, что одни решения лучше других:
наблюдение за руководителем и ролевые тренинги будут полезнее, чем
электронный курс.
Вот еще один пример. Теперь попробуем определить пробелы. Вот некоторые вопросы, которые помогают определить проблему.
• Что плохого случится, если они не будут это знать?
• Что на самом деле они собираются делать с этой информацией?
• Как понять, что они делают это правильно?
• Как будут выглядеть ошибки?
• Зачем нужно это знать? Хорошо, а это тогда зачем? (Повторять при необходимости.)
Будьте конкретнее
Иногда формулировка темы слишком общая:
Слушатели должны учиться, чтобы стать хорошими менеджерами.
Это то же самое, что сказать
«Давай встретимся в Африке» – направление известно, да, но билет туда вы
купить не сможете. В таких случаях необходимо конкретизировать:
Слушатели должны планировать работу с сотрудниками ресторана, чтобы охватить все смены.
Слушатель должен давать адекватную обратную связь сотруднику, который все время опаздывает.
Конкретизируя требования, вы сможете определить более четкие маршруты и цели.
Когда нечего решать
Бывает, что задачи, которую нужно решить, нет.
Я могу пройти курс по киноведению просто
для своего удовольствия, не ожидая, что после него сразу же стану
профессиональным кинокритиком. Курсы по тайваньской кухне
в муниципальном колледже, занятия живописью в местном музее искусств или
даже курсы французского в школе не предназначены для того, чтобы решать
«проблему».
Не все путешествия имеют определенное
направление. Иногда мы просто совершаем приятную прогулку или хотим
потренироваться. Даже если обучение не ставит своей целью решение
какой-то задачи, в его основе все равно будет лежать определенная
потребность или желание. Что
слушатели хотят или должны вынести из этого опыта? Если вы создаете
курс для тех, кто хочет заняться самообразованием, попробуйте определить
желания или потребности слушателей, тогда результат будет намного
лучше.
Задайте конечную цель
Разобравшись с постановкой проблемы, определите одну или несколько целей.
Чем конкретнее они будут, тем более
эффективным окажется процесс обучения. Скажем, у нас есть курс по
программированию на Java, цель которого сформулирована так:
Слушатели будут понимать, как программировать на языке Java.
Такая формулировка, скорее всего, повергнет профессионального разработчика учебных процессов в полное замешательство. К этой формулировке на самом деле есть несколько вопросов, но давайте начнем со слова «понимать».
Конечно, мы хотим, чтобы слушатели понимали
материал, но точного способа определить, «понимает» человек или нет, не
существует. Сложно работать с такой расплывчатой формулировкой –
«понимать», поэтому необходимо ее конкретизировать.
Один из приемов в такой ситуации – использовать в описании целей слова, обозначающие действие:
Слушатели смогут объяснить важность вычислений при моделировании.
Слушатели смогут описать, как правильно использовать вызовы методов.
Слушатели смогут определить и описать использование ключевых структур данных, таких как массив, связный список, дерево и стек.
Слова вроде «определить», «описать» и «объяснить» обозначают наблюдаемое действие, которому можно быть свидетелем.
Конечно, это весьма условный выход из
положения, поскольку проблема таким образом не решается, если, конечно,
заучивание и чтение определений не будет вашей непосредственной целью.
На самом деле разобраться, способны ли слушатели дать определение, так же сложно, как и узнать, понимают ли они предмет. Кроме того, стоит беспокоиться не о знании определений, а о способности сделать что-то на основе этих знаний. Пользуясь
такими уловками, вы на самом деле говорите: «Не знаю, как точно
объяснить, чего я хочу, но уверен, это приведет к нужному результату».
В конце концов, поскольку нас волнует не
то, что слушатели знают, а то, что они могут сделать, цели обучения
должны это отражать:
Слушатели
научатся создавать простой и полностью функциональный пользовательский
интерфейс, позволяющий собирать информацию о клиентах и передавать ее в
базу данных.
Пытаясь определить цели курса, задайте себе следующие вопросы:
• действительно ли слушатели будут выполнять эти действия в реальной жизни?
• можно ли понять, что они уже научились их выполнять?
Если ответ на оба этих вопроса отрицательный, то, возможно, цели следует пересмотреть. Теперь
давайте рассмотрим каждый из этих примеров по отдельности. Подумайте,
как бы вы могли изменить цель обучения, чтобы выполнить оба критерия. Итак, как бы мы исправили последнюю цель?
Изначальная формулировка:
Слушатель должен понимать ограничения JavaScript как инструмента программирования.
Пример исправленного варианта:
Слушатель
должен уметь выбирать самые эффективные инструменты программирования для
конкретной задачи, а также уметь объяснять свой выбор.
Или так:
Слушатель
должен уметь определять, является ли JavaScript подходящим инструментом
программирования для конкретной задачи, а также обосновывать свое
решение.
Иногда бывает так, что
практические задачи не являются критерием. Например, если вы преподаете
ядерную физику, определенный теоретический материал просто не будет
иметь применения в реальной жизни, хотя его все равно необходимо
усвоить, для того чтобы понять будущие темы. Но даже в подобных случаях
слушатель все-таки должен как-то применять полученную информацию, даже если это будет заключаться лишь в усвоении нового материала.
Вышеперечисленные соображения – это
рекомендации, а не строгие правила. Действуйте по своему усмотрению.
Если вам кажется, что достижение цели потребует каких-то невообразимых
усилий, значит, нужно ее немного «разгрузить» – разбить на более
конкретные задачи или же, постоянно задавая вопрос «зачем?», в конце
концов прийти к точной формулировке.
Насколько глубокие знания должны получить ваши слушатели
Определяя цели, подумайте, насколько
глубокий уровень знаний вы намерены предложить слушателям. Есть
несколько способов понять это.
Во-первых, представьте себе, насколько сложным или продвинутым должно быть их понимание. Можно воспользоваться таксономией Блума (ниже приведена последняя версия, пересмотренная Андерсоном и Кратволем в 2001 году):
• знание;
• понимание;
• применение;
• анализ;
• оценка;
• синтез.
Возьмем для примера книгу The Non-Designer’s Design Book (отличное пособие об основах графического дизайна), из
которой можно узнать о следующих принципах дизайна: контрасте, повторе,
выравнивании и схожести (из которых получается вполне запоминающийся
акроним).
Если мы посмотрим на принципы с точки зрения таксономии, это будет выглядеть примерно следующим образом. Чем
дальше, тем более трудоемкими становятся действия («знать» проще, чем
«оценивать»), и некоторые разработчики учебных процессов рассматривают
этот список как прогрессию (то есть перед тем, как проанализировать,
нужно понять).
Идея прогрессии кажется вполне логичной,
однако она не универсальна для создания учебного процесса. Например,
анализ рекламных объявлений – это хороший способ понять принципы, а
создание макета рекламы под руководством преподавателя позволит узнать,
как пользоваться компьютерной программой.
Более того, можно создать прекрасный курс, полностью поменяв порядок. Совет.
Даже если вы по своему усмотрению будете чередовать уровни, все равно
полезно определить, какой именно из них будет конечным. Например, если
вы учите тому, как читать электросхемы, возможно, вам не понадобятся
уровни дальше Анализа, а если ваша цель – научить слушателей применять
ту или иную концепцию, то процесс обучения не должен останавливаться на
уровне Понимания.
Насколько компетентными должны стать ваши слушатели
Другой способ определиться с нагрузкой
для слушателей – понять, насколько компетентными они должны стать.
Существует целый ряд классификаций этого признака, но я предпочитаю
шкалу Глории Джери:
• ознакомление;
• осмысление;
• сознательное усилие;
• сознательное действие;
• компетентность;
• бессознательная компетентность.
(Gery, 1991)
Если мы применим эту шкалу к нашему примеру с CRAP, получится что-то в этом роде. Если
вы достигли уровня бессознательной компетентности в такой сфере, как
графический дизайн, это значит, что вы смотрите совсем иначе на постеры,
морщась от неправильного расположения элементов текста. Ваши идеи
воплощаются автоматически, и вам уже не приходится тратить много
сознательных усилий на выполнение задач.
Чтобы достичь бессознательной
компетентности, требуется некоторое количество времени и практики.
Вспомните, как вы учились водить машину: наверное, месяцы ушли на то,
чтобы больше не прикладывать сознательных усилий, совершая те или иные
действия. Возможно, некоторые автоматические навыки вождения, которые у
вас есть сейчас, формировались годами.
Уровни по данной шкале реже меняются
местами, но все же это случается. Например, при изучении языков: можно
быть бессознательно компетентным в ряде грамматических правил (вы не
ошибаетесь, не задумываясь об этом) и не уметь их объяснить.
Еще можно посмотреть на это как на систему
координат: насколько глубокими должны быть знания ваших слушателей и
какого уровня компетентности необходимо достичь? Неудивительно,
что чем выше вы продвигаетесь по любой шкале, тем больше времени,
практики и навыков вам необходимо. Нельзя преодолеть уровень
сознательного действия без достаточной тренировки в течение
определенного периода времени или повысить свою компетентность без
многочисленных практических примеров и получения обратной связи.
Одно занятие, вероятно, позволит лишь
ознакомить слушателя с материалом. Если перед вами стоит задача
продвинуть слушателей до более высоких уровней, но есть возможность
встретиться с ними всего один раз (только одно занятие или разовый
электронный курс), то вряд ли это будет возможно.
Сообщайте цели обучения
Одно из «правил» обучения заключается в
том, что вы сообщаете слушателям о целях. Когда я только начала
посещать занятия по проектированию учебных процессов, эта идея
преподносилась как заповедь («Да узнают ученики о своих целях!»).
Это часто выражается в виде слайда, которым начинаются многие учебные презентации. Помните
нечто подобное? Если нет, то, возможно, это выпало у вас из памяти (у
меня так точно несколько раз). Если да, то можно только надеяться, что
цели, приведенные на тех слайдах, были чуть лучше, чем в этом примере.
Но в принципе стоит разобраться, зачем вообще мы объявляем слушателям
наши цели?
Есть несколько причин:
• чтобы сосредоточить внимание слушателя на ключевых целях;
• чтобы слушатели знали, чего ожидать;
• чтобы слушатели имели представление о том, к какому уровню им следует стремиться.
Кроме
того, есть и другие причины сразу сформулировать четкие цели: необходимо
ясно представлять себе направление курса, чтобы понимать, что именно вы
пытаетесь сделать (и, что не менее важно, чего делать не собираетесь), а также показать какой-нибудь целевой уровень или ориентир, который поможет понять, достигнут ли успех к концу курса.
Но опять же, эти цели скорее предназначены для вас как разработчика учебного курса, а не для слушателя.
Уилл Тальхаймер, эксперт в сфере учебного проектирования, создал другую классификацию целей. (Thalheimer, 2006)
Начинающие проектировщики учебных курсов
часто сталкиваются с трудностями в формулировке правильных целей,
отчасти из-за того, что их просят втиснуть все эти четыре аспекта в одно
определение. Это то же самое, что пытаться упаковать снаряжение для
семьи из четырех человек в одну небольшую сумку – нечто среднее между
сложным и невозможным. Это также означает, что слушатели столкнутся с
профессиональным жаргоном, который, возможно, имеет смысл использовать в
разговоре со специалистами, чтобы точно формулировать цели, – но мучить
им слушателей не очень гуманно.
Итак, что можно сказать об этих четырех категориях? Сразу
же уточним: от слайдов с целями обучения в начале курса лучше всего
отказаться. Если вы хотите сообщить о них, придумайте какую-нибудь
задачу, сценарий или выступление на тему предстоящей миссии. Существует
множество других способов, помимо слайда со списком, чтобы направить
внимание слушателя в нужное русло и рассказать о будущих занятиях.
Определите пробелы
Разобравшись с целями, стоит вернуться
к вопросу, чего слушателям в настоящий момент не хватает для
соответствия этим критериям. В чем разница между их нынешним уровнем и
идеальным?
• Пробелы в знаниях. Иногда все дело действительно в недостатке нужной информации.
• Пробелы в навыках. Человек может
знать, как все устроено в кабине пилота, но если у него нет достаточной
практики, вы вряд ли захотите, чтобы он управлял вашим самолетом. Навыки
приходят со временем. Когда одного знания недостаточно, необходимо
получать практический опыт.
• Недостаток мотивации или неправильный настрой.
Верно ли следующее утверждение: большинство людей мало занимаются
спортом, потому что не знают, как это делать? Надо признать, что нет.
Знаний большинству скорее всего хватает, а вот мотивации – не очень.
Если есть знания и навыки, но человек не добивается успеха, возможно, у
него проблемы с отношением или мотивацией.
• Внешние препятствия. Получает ли
человек необходимую помощь или, наоборот, сталкивается с препятствиями,
которые не дают ему выполнить задачу? Располагает ли он достаточным
временем или поддержкой?
• Ошибки в коммуникации. Иногда дело
не в знаниях, навыках или мотивации, но в получаемых указаниях.
Например, менеджер по работе с клиентами не может преуспеть из-за
неясных или противоречивых инструкций (когда, например, он должен
заботиться о том, чтобы клиент был доволен, и одновременно перед ним
стоит задача сократить среднее время телефонного разговора). Это
проблема не столько обучения, сколько коммуникации или руководства.
Так что
же первично – цели обучения или пробелы? На самом деле и то и другое.
Если перед вами стоит какая-то необходимость или задача, то
сфокусироваться стоит как на целях обучения, так и на практических
проблемах. Бывает, что одно помогает другому. Например, если вы
собираетесь обучить слушателей использовать одну отличную функцию
анализа в программном обеспечении, то целью обучения может стать умение
составлять аналитические отчеты. Продолжая выявлять проблемы, вы,
возможно, узнаете, что слушатели уже владеют навыками составления
отчетов – просто они не знали, что могут получить доступ к собственным
данным в анализе. Это выведет вас на совершенно иную цель обучения.
Какова длина маршрута?
Подумайте, насколько далеко может продвинуться ваш слушатель.
Много лет назад у меня была одна дурацкая
работа: я преподавала на курсах подготовки к тесту по менеджменту GMAT.
Занятия шли все выходные (вечер пятницы, суббота и воскресенье), а
экзамен будущие слушатели MBA должны были сдавать неделей позже.
Предполагалось, что в пятницу вечером они пройдут краткую версию теста, а
в воскресенье состоится полноценный практический тест.
Работа была неприятной по ряду причин
(темпы, необходимость втиснуть весь материал в короткие лекции, ужасные
аудитории без окон в гостинице и атмосфера предэкзаменационного
стресса), но один из самых серьезных минусов заключался в том, что
нельзя было определить, помогаем мы слушателям или нет.
В случае с типичным слушателем мы могли
улучшить его результаты в количественной части теста (математика,
логика, решение задач), но вот на словесную повлиять практически было не
в наших силах. Я объясню чуть позже почему, а пока предлагаю вам
подумать, в чем же тут дело.
Звучит тревожная музыка, пока вы подбираете версии…
Возможно, это очевидно, но все сводится к
специфике того, чему мы могли их научить. В количественной части теста
мы могли дать какие-то подсказки для решения математических задач,
напомнить формулы по геометрии, которые они в последний раз видели в
десятом классе, или же приучить их к странному формату «достаточности
данных» в вопросах теста.
Эти навыки основаны на восстановлении уже
известной (но подзабытой) информации или же очень быстро усваиваются,
поэтому (как в случае с форматом «достаточности данных») можно ощутимо
улучшить результат всего за несколько часов (не растеряют ли слушатели
эти навыки в будущем – другой вопрос).
В словесной части теста оцениваются
словарный запас, понимание письменного текста, комплексный анализ и
критическая аргументация. Как вы, наверное, догадались, таким навыкам не
научишься за выходные (а то и годы). Существует совсем немного приемов,
которым можно научить при отсутствии языковых навыков. Ситуация
усугубляется тем, что правильные ответы в словесной части скорее имеют
относительный характер («Выберите наилучший ответ»), нежели абсолютный
(«Выберите правильный ответ»). При выполнении этих заданий приходится
опираться на оценочные суждения, а не четкие расчеты, позволяющие
получить единственно верный ответ.
Одни знания и навыки можно приобрести быстро, а другие даются гораздо медленнее – на их усвоение может уйти много времени.
Так насколько далеко может продвинуться слушатель?
У меня были клиенты, которые говорили, что хотят обучать навыкам решения проблем в рамках получасового электронного курса.
Поскольку навык решения проблем
формируется, как правило, очень долго, я тихо вздыхала и рассказывала
какую-нибудь историю наподобие вышеописанной.
|