Стойте, а как же аудиалы, визуалы, кинестетики и все остальные? Разве мы не хотим узнать о способе восприятия наших слушателей? Возможно, концепция стилей обучения вам знакома. Вы наверняка слышали, как кого-то описывали как визуала.
В принципе идея стилей обучения заключается
в следующем: определив индивидуальные отличия в том, как люди учатся,
мы могли бы обеспечить наиболее подходящее им обучение и улучшить
результат.
Существует много систем или моделей, относящихся к стилю обучения. Вот одни из самых известных.
• Теория множественного интеллекта Гарднера.
Говард Гарднер предположил, что интеллект – это скорее набор различных
способностей (пространственный интеллект, вербальный, логический,
кинестетический, музыкальный, межличностный, внутриличностный, природный
и экзистенциальный), нежели единая когнитивная способность, которую
выражает коэффициент умственного развития.
• Модель VAK/VARK. Согласно этой
модели, у людей есть склонность к различным стилям обучения, например
визуальному, слуховому, кинестетическому или обучению посредством
чтения.
• Модель Колба. Дэвид Колб предложил
классифицировать стили обучения (конвергенция, отстранение,
ассимиляция, приспособление), исходя из предпочтений слушателя
в отношении абстрактного/конкретного и активного/рефлексивного опыта.
Как использовать стили обучения?
Практически никак. К сожалению,
научная база, свидетельствующая о возможностях эффективного
использования стилей обучения, довольно слабая (по крайней мере, на
момент написания этой книги). Есть ряд предположений, которые на самом
деле нельзя доказать: во-первых, что склонность к тому или иному стилю
обучения можно количественно измерить, а во-вторых, что существует
практический способ адаптировать процесс обучения к этим стилям.
Возможно, в будущем технологии позволят решить эти проблемы, но пока
примеры, доказывающие эффективность применения данной концепции,
отсутствуют.
Я решила упомянуть об использовании стилей
обучения, потому что эта идея сейчас довольно популярна, хотя ощутимой
пользы от нее пока не наблюдается. Не исключено, что благодаря новым
исследованиям ситуация изменится.
Тем не менее не все потеряно, и есть несколько полезных соображений, которые можно извлечь из теории о стилях обучения.
• Люди учатся по-разному. Даже если
вы не можете приспособить процесс обучения к индивидуальному стилю
слушателя, создавайте ситуации, которые включают в себя несколько
подходов. Это сделает процесс более интересным, а материал –
запоминающимся. Кроме того, варьирование стилей помогает бороться со
склонностью слушателей к привыканию (об этом дальше).
• Существуют разные типы интеллекта.
Раньше я преподавала студентам в колледже искусств, и их очень
привлекла идея о множественном интеллекте, поскольку она оправдывала те
их способности, которые не вписывались в традиционные представления
об интеллекте.
• Между нами больше сходств, чем различий.
За исключением случаев с физическими нарушениями, мы все учимся при
помощи визуальных, слуховых и кинестетических методов, и у всех нас
имеются различные типы интеллектуальных способностей, выраженные в
разной степени.
• Можно варьировать подход к обучению в зависимости от текущего предмета.
Несмотря на то что доказательства эффективности индивидуальных стилей
обучения пока отсутствуют, есть данные, подтверждающие, что стоит
адаптировать процесс обучения к особенностям преподаваемого материала.
По крайней мере, можно корректировать подход к конкретным задачам,
руководствуясь соображениями здравого смысла. Вы же не хотите, чтобы ваш
автомеханик на самом деле обучался по аудиокнигам?
Как узнать больше о своих слушателях?
Так как же лучше узнать своих
слушателей? Есть несколько хороших книг, посвященных анализу процесса
обучения (начните с First Things Fast Алисон Россет), а также много
исследований о том, как изучать свою аудиторию.
Я не собираюсь слишком подробно
останавливаться на этом вопросе, отмечу лишь основные действия, которые,
по моему мнению, необходимы для эффективного анализа аудитории:
• разговаривайте со своими слушателями;
• наблюдайте за ними;
• пробуйте на занятиях что-то новое.
Разговаривайте со своими слушателями
Это, конечно, может показаться совсем
уж очевидным, но на моем опыте мало кто спрашивал мнение слушателей при
подготовке учебных курсов. Как специалисту по проектированию образования
мне доводилось разговаривать с участниками проектов, преподавателями,
менеджерами и специалистами. Но если я на этом не настаивала, у меня
почти не было возможностей поговорить непосредственно с учащимися.
Справедливости ради надо отметить, что большинство этих экспертов имели
большой опыт в своей области и в работе со слушателями, причем их знания
были красиво «разложены по полочкам». С такими людьми нужно
разговаривать. Но и со своими слушателями тоже.
И вот почему.
• Они расскажут вам, как все есть на самом деле, а не как должно быть.
Участники проектов, менеджеры и эксперты очень часто считают, что
обладают «правильными» представлениями о том, как все должно быть. Они
расскажут вам, как бывает в учебниках, тогда как от слушателей вы
узнаете, что происходит именно в реальном мире. В теории заявки на
закрытие кредитов принимаются в сроки, установленные правилами, но
банковские служащие находят способ обойти их. В теории программисты
пишут собственные подпрограммы для конкретных функций, но в реальности
все копируют открытые исходные коды в интернете. Возможно, вам все равно
придется преподавать официальную версию предмета, но, зная, как обстоят
дела в реальности, вы сможете подготовить более адекватные учебные
материалы.
• Они могут указать, что не так.
Когда вы разрабатываете учебный курс, ваш лучший друг – тот, кто в
настоящий момент учит или только что прошел данную тему. Он точно скажет
вам, что было не в порядке или вызвало непонимание, а что помогло при
усвоении новых понятий или идей. Вы узнаете, что было просто, а с чем до
сих пор возникают трудности.
• Они могут подсказать примеры и контекст.
Комментарии, жалобы, предложения и идеи слушателей помогут вам обратить
внимание на тонкости, необходимые для создания эффективного курса.
Эксперты тоже могут предложить подобную помощь, но иногда их примеры
бывают несколько устаревшими (возможно, с тех пор, как они делали это
сами, прошло уже некоторое время). Между тем слушатели расскажут об
актуальных трудностях.
Приведем некоторые вопросы, которые можно задать слушателям
• Почему вы это изучаете?
• Как этот курс вам поможет (какова ваша мотивация)?
• Возникают ли какие-нибудь трудности в процессе (в отношении темы)?
• Какие примеры проблем вы можете привести?
• Что оказалось самым легким?
• Что могло бы сделать процесс проще?
• Как вы используете эту информацию в данный момент?
• Что вам хотелось знать, когда вы только приступили к учебе?
• Не могли бы вы подробнее объяснить, в чем дело?
• Не могли бы вы привести типичный пример?
• Встречалось ли вам что-то из ряда вон выходящее?
Наблюдайте за своими слушателями
Этот важный процесс называют еще job
shadowing (буквально «следование тенью»), а в кругах разработчиков
пользовательского интерфейса – контекстным запросом, но в целом для нас
смысл заключается в том, чтобы наблюдать за своими слушателями в
реальной рабочей обстановке.
Это не фокус-группы, не опросы по
электронной почте или телефонные интервью, а непосредственное наблюдение
в условиях, когда ваши подопечные будут в офисе, на заводе, дома за
компьютером – где угодно – применять на практике результаты учебы. Если у
вас есть возможность провести только один тип анализа аудитории,
выберите этот (свои вопросы всегда можно задавать в процессе).
Почему наблюдение за слушателями так важно?
• Контекст, контекст и еще раз контекст.
В процессе обучения полезно создавать контекстуальные зацепки, которые
позволят слушателям лучше запомнить материал. Мы остановимся на этом
подробнее в главе 4, но здесь следует сказать, что люди лучше запоминают
в знакомой среде, чем в незнакомой, и чем больше контекста (визуального
или ситуативного) вы можете задействовать, тем прочнее материал
закрепится в памяти.
• Даже новички начинают упорядочивать свою информацию.
Если вы поговорите с новичками, то увидите, что они уже начали
«наводить порядок в шкафу», то есть, возможно, некоторые действия у них
уже выполняются автоматически. Отвечая на вопросы о своих действиях, они
начинают пропускать детали, но, если вы наблюдаете за ними в реальной
рабочей обстановке, всегда можно остановить их и задать более конкретный
вопрос, например: «Не могли бы вы подробнее рассказать о совершенном
сейчас действии?»
• Интересные детали. Если вы хотите
придумать удачные примеры или сценарии для учебного курса, то самые
интересные детали сможете позаимствовать из реальной практики
слушателей. Если вы имеете представление об их жизни, вам будет гораздо
проще создавать примеры, сценарии или упражнения.
Пробуйте на занятиях что-то новое
Как правило, сначала выполняется
анализ, а затем автор создает учебный курс, который предлагает
слушателям. Если обучение происходит лицом к лицу, разработчик будет
получать обратную связь от слушателей в процессе. Если же обучение
проводится другими людьми или это электронный курс, то разработчик может
практически ничего не знать о реакции на свой продукт.
Всегда старайтесь пробовать в процессе
преподавания что-то новое. Если у вас возникла какая-нибудь идея, можно
ее проверить на практике. Создавайте прототипы, тестируйте
пользователей, проводите эксперименты.
Это не то же самое, что кому-то
рассказывать о своей идее и получать обратную связь. Отзывы о вашем
материале могут пригодиться, но нужно иметь в виду, что каждый склонен
интерпретировать непонятное по-своему. Ничто не выявляет пробелы так
эффективно, как практические эксперименты. Попробуйте провести быстрый
или негативный тест, предложите пользователям проверить в работе
какую-нибудь программу электронного обучения. Организуйте пробный урок
перед небольшой и благожелательно настроенной аудиторией.
Есть ли пункты, которые не совсем понятны?
Какие-то не совсем удачные места? Не слишком ли вы долго говорили?
Поняла ли аудитория ваши инструкции? Регулярное тестирование учебной
программы позволит вам исправлять все недочеты еще до того, как курс
попадет ко всем остальным слушателям. Вся теория в мире не поможет вам
так, как проверка программ на практике и немедленное исправление
недостатков.
Вот несколько соображений, объясняющих важность такой практики.
• Вам кажется, что вы выражаетесь ясно, но ведь вы уже все знаете об этом предмете.
Автор не может абсолютно объективно оценить свой продукт. Если вы
будете проверять свои идеи на практике, то всегда сможете узнать, что
получилось, а что – нет, и в будущем сэкономите себе массу времени и
усилий.
• У вас появятся хорошие идеи.
В процессе совершенствования курса у вас возникнет множество хороших
идей, которые просто так, может быть, и не пришли бы в голову.
• В конце концов, так эффективнее.
Регулярно тестируя свои разработки, вы сможете создать заготовки,
которые в процессе преподавания будете наполнять в зависимости от
потребностей аудитории. Ваш курс, таким образом, станет более четким и
эффективным, нежели в случае, если бы вам пришлось гадать, что ваши
слушатели знают, а что – нет.
Резюме
• Познакомьтесь со слушателями –
выясните не только их формальные данные, но и мотивацию, предпочтения,
уровень навыков, мировоззрение.
• Помогите новичкам сформировать базу
знаний по предмету, а более опытным слушателям предоставьте ресурсы и
возможность действовать самостоятельно.
• Не просто сообщайте слушателям информацию, но помогайте им организовать и упорядочить свои знания.
• Учебный процесс должен быть двусторонним и
интерактивным, чтобы вы были в курсе, насколько правильно слушатели
усваивают материал.
• Вся теория в мире не поможет вам так, как
знакомство с реальными условиями работы слушателей, а также
своевременная и регулярная проверка своих идей на практике.
|