Поскольку
я всегда помогаю маме с электронной почтой, мне приходится проводить
много времени на домашней странице AOL. У этого сайта есть странная
способность привлекать мое внимание к разным ссылкам, которые в обычной
жизни я бы и не заметила:
• у кого из юных звезд 80-х теперь три жены?
• восемь причин не пользоваться бальзамом для губ;
• удивительная правда о флуоресцентных лампах.
Мне совершенно безразлична подобная
информация, но все равно я непостижимым для себя образом кликаю на эти
ссылки (на самом деле список я придумала, но вы поняли, о чем я). Тот,
кто сочиняет заголовки для домашней страницы AOL, гениально
раззадоривает мое любопытство. И хотя оно поверхностное, но каждый раз
заставляет меня нажимать на ссылку.
Джордж Ловенстайн, профессор экономики и психологии, пишет:
«Любопытство
возникает, когда внимание фокусируется на каком-либо пробеле в знаниях.
Такой недостаток знания вызывает чувство депривации, которое и
называется любопытством. Любопытный человек мотивирован получить
недостающую информацию, чтобы ослабить или устранить чувство
депривации».
Слон – существо любопытное, и если вы сможете пробудить его интерес, то внимание вам обеспечено. Чем привлечь слона?
• Задавайте интересные вопросы.
Если на вопрос, который вы задаете, ответить можно при помощи Google, то
к категории интересных его отнести нельзя. По-настоящему интересные
вопросы требуют от слушателя интерпретации или применения полученной
информации, а не просто ее извлечения из памяти. Вопросы на знание
материала никогда не были особо увлекательным заданием, но в нынешний
век информации и технологий они превращаются в пустую трату времени.
• Попытайтесь заинтриговать слушателей.
Можете ли вы придумать какую-нибудь тайну, которую нужно разгадать?
Интересно подать информацию? Начать занятие по естествознанию с
вопросов, например: «Почему у Сатурна есть кольца? И почему ни у одной
другой планеты в Солнечной системе их нет?» (Cialdini, 2005). Попробуйте
начать курс по управлению проектами с рассмотрения конкретного случая.
Расскажите о каком-нибудь проекте, который с треском провалился, и
попросите слушателей выяснить почему, исходя из документации. Можно
построить все занятие на интриге или предложить слушателям решить
какую-нибудь головоломку.
• Опускайте часть информации. Одна
из причин, по которой заголовки AOL поглощали все мое внимание,
заключается в том, что они были ловко сформулированы. Вполне могло
оказаться, что многоженец и бывшая юная звезда 80-х – это актер, чье имя
я почти не помню, потому что он снимался в незнакомых мне шоу. Или же,
наоборот, это мог быть мой самый любимый актер из сериала, который я
смотрела не отрываясь. Соблазн узнать достаточно велик, чтобы открыть
ссылку. Я делаю это, чтобы восполнить пробел в информации.
Это довольно непростой в использовании
прием, потому что цель учебного курса заключается как раз в
предоставлении полной и доступной информации. Пропуск важной информации
противоречит здравому смыслу.
• Не упрощайте слушателям жизнь. Дэн Мейер, учитель математики и блогер,
придерживается философии, которую он называет «Меньше помощи». Советую
вам почитать его блог, но, как мне кажется, основная идея состоит в том,
что мы оказываем слушателям медвежью услугу, предоставляя всю
информацию сразу. Если бы мы не выкладывали сразу все, что у нас
имеется, у слушателей появился бы стимул самостоятельно заполнять
пробелы и искать стратегии для решения неясных, плохо структурированных
задач, а не просто учиться подставлять цифры в формулы. Выявление и
прояснение задачи становятся частью процесса обучения.
Задавайте интересные вопросыПрочтите этот отрывок из книги Шарлотты Мейсон, педагога и писательницы, жившей в XIX веке:
«Поскольку следует проявлять уважение к
детской природе, мы можем позволить себе лишь три средства для
обучения – атмосферу, воспитание привычек и живые идеи. Наш девиз:
"Образование – это атмосфера, это порядок, это жизнь”. Когда мы говорим,
что образование – это атмосфера, то не имеем в виду, что ребенку
необходимо создать так называемую детскую атмосферу, искусственно
приспособленную и подготовленную, но мы должны принимать во внимание
учебный потенциал естественной домашней атмосферы, касающийся как людей,
так и предметов, и позволять ребенку свободно существовать в привычных
для него условиях. Низведение до "детского уровня” лишь отупляет
ребенка.
Представим, что вы прочитали эту цитату на
занятии по педагогике. Вы хотите задать вопросы слушателям, чтобы
вовлечь их в обсуждение. Можно сформулировать вопрос так: «Какие три
основных средства обучения называет Шарлотта Мейсон?» Или так: «Что
имеет в виду Шарлотта Мейсон, говоря о том, что образование – это
атмосфера?»
Конечно, такие вопросы имеют право на
существование, но они ужасны. Они носят исключительно информационный
характер, и, чтобы на них ответить, достаточно найти нужное место в
тексте. Лучше подумать над вопросами, которые потребуют умения
проанализировать и применить полученную информацию. Например:
– как современный педагог может «принимать во внимание учебный потенциал естественной домашней атмосферы»?
– Мейсон говорит, что «низведение до
"детского уровня” лишь отупляет ребенка», но бывают ли ситуации, когда
такое упрощение необходимо?
– как вы думаете, что бы сказала Мейсон по поводу ограничения доступа к интернету в школах?
Задавайте вопросы, которые побуждают
слушателей действовать творчески, формировать мнение, проверять на
прочность какие-либо понятия, а не просто механически заучивать куски
текста.
Скажите ему, что все остальные слоны тоже это делают
Слон – существо социальное. Привлечь
его внимание можно при помощи ситуации общения. Мы становимся более
внимательными, если в процессе участвуют другие люди.
Лаборатория MIT Media Lab (Okita, 2008)
провела эксперимент, в рамках которого участники взаимодействовали с
виртуальным агентом в виртуальных условиях. Члены первой группы
полагали, что общаются с другим человеком, представленным аватаром, а во
второй группе думали, что имеют дело с компьютером в виде человека.
В обоих случаях испытуемые взаимодействовали с компьютерами, которые
вели себя идентично.
Люди, думавшие, что они общаются с живым
человеком, были внимательнее, запомнили больше информации и успешнее
прошли тесты после эксперимента. Единственная переменная эксперимента –
уверенность одной группы участников в том, что они разговаривают с
реальным человеком. Мы становимся более внимательными, если в процесс
вовлечены другие люди.
Социальное обучение может принимать
различные формы, будь то коллективные проекты или менее формальные
занятия в социальных сетях. В традиционной системе обучения
преподаватель всегда являлся источником всего знания, которое
передавалось учащимся. Однако сегодня слушатели также могут поделиться
значительными знаниями и опытом, поэтому было бы неразумно не
воспользоваться этими ресурсами.
Существуют определенные способы
активизировать внимание при помощи социального взаимодействия, в том
числе сотрудничество, соревнование и социальное доказательство.
Сотрудничество
При совместном обучении влияние
социальной среды позволяет вовлечь слушателя в процесс. Занятия в группе
требуют умения договариваться, оказывать поддержку, выполнять
обязательства, а остальные особенности работы в группе также побуждают
слушателей участвовать в процессе и быть внимательными.
У совместного обучения есть и другие
преимущества, помимо привлечения внимания. Филип Ури Трайсман из
Калифорнийского университета в Беркли рассказывал о попытках повысить
успеваемость по математике среди студентов, принадлежащих к национальным
меньшинствам (в основном афроамериканцев и испаноязычных). Трайсман и
его коллеги размышляли над возможными причинами низкой успеваемости:
возможно, студенты не получали должной подготовки в неблагополучных
школах, их не поддерживала семья, или же они не привили себе необходимых
навыков.
Но, понаблюдав за ними, ученые обнаружили,
что ни одно из этих предположений не верно. На самом деле студенты
прилежно занимались и получали всю необходимую поддержку.
Разгадка пришла позже, когда Трайсман и
его коллеги сравнили привычные способы обучения студентов, принадлежащих
к нацменьшинствам, и, как правило, более успешных студентов азиатского
происхождения. Основное отличие заключалось в том, что первые учились
поодиночке, а вторые – в коллективе.
Азиатские студенты объединялись в группы,
помогали друг другу справляться с трудностями, выступали в качестве
источника знаний друг для друга и общались по поводу изучаемого
предмета. Студенты – представители национальных меньшинств обычно
занимались очень усердно, но всегда по одному.
Когда Трайсман и его коллеги придумали
способ для учащихся, принадлежащих к нацменьшинствам, работать вместе,
их успеваемость повысилась и оказалась на том же уровне, а то и лучше,
чем у остальных студентов.
Социальное доказательство
Роберт Чалдини в своей уже ставшей классикой книге Influence: The Psychology of Persuasion говорит о принципе социального доказательства, который
заключается в склонности считать какое-либо поведение предпочтительным,
если другие люди ведут себя так же. Если
слушатели видят, что другие погружены в материал, или если группа
учащихся знает, что предыдущие слушатели вполне справились, то
вероятность того, что они сами будут успевать, выше.
Когда я вела в университете курсы,
длящиеся один семестр, то иногда просила студентов делать презентации в
течение всего учебного периода. Тон и качество первых презентаций обычно
задавали планку для всех последующих.
Если речь идет об электронном обучении, то
возможность увидеть, кто еще записался на курс или насколько активно
участвуют в процессе обучения другие, может повлиять на поведение
слушателей.
Соревнование
С соревнованием не все так просто.
Соревнование – это социальный механизм,
который требует немедленной готовности. У спортсменов физиологические
признаки возбуждения (учащенный пульс, выброс гормонов, кожная реакция)
появляются еще до того, как начинается само состязание.
Без сомнения, соревнование может быть
полезным средством, чтобы привлечь внимание учащегося, однако в качестве
учебной стратегии это несколько сомнительный выбор.
• Не все любят соревноваться. Одни
получают удовольствие от соревнования, а другие ничего приятного в нем
не видят или считают, что оно вызывает стресс. В то время как некоторое
напряжение может пойти на пользу слушателям, поскольку оно помогает
сосредоточиться, постоянный стресс только отвлечет их от учебы. Кроме
того, исследования показывают, что негативный эффект для слушателей,
которые проигрывают, сильнее, чем позитивный, – для тех, кто конкурирует
успешнее.
• Соревнование учит выигрывать.
Некоторые могут спросить: «А что плохого, если человек учится
выигрывать?» Дело в том, что нацеленность на победу способна свести сам
процесс обучения на нет. Думая только о победе, слушатели перестают
обращать внимание на содержание. Главной целью становится именно победа,
а не усвоение материала или понимание, как можно использовать знание
для решения задач. Все это переходит в категорию «вещей, которые помогут
мне выиграть», а не воспринимается как цель.
• Соревнование в качестве мотивации – не самая удачная стратегия на будущее.
У слушателей складывается впечатление, что все остальные формы
обучения, которые по сути несоревновательны, меньше заслуживают
внимания, а сам предмет изучения теряет свою ценность.
Соревнование может привлечь внимание
слушателей, но этим методом следует пользоваться очень осторожно или же
вовсе от него отказаться.
Покажите ему какую-нибудь штуку
Есть ряд визуальных или тактильных способов привлечь внимание слона, среди которых – наглядные пособия, юмор и награды.
Используйте визуальные средства, но будьте осторожны
Слон очень внимателен к визуальной стороне процесса, и изображения, которые вы используете, могут существенно помочь.
Например, из этой главы мы уже узнали, что подобный текст не самый привлекательный:
Если два
автомобиля подъезжают к перекрестку, где есть дорожные знаки «Стоп» по
всем направлениям или горит красный свет светофора, то водитель слева
должен уступить дорогу водителю справа (Правила дорожного движения штата
Миннесота. С. 41).
С иллюстрацией впечатление становится немного лучше. Еще
более динамичным примером могут стать компьютерные гонки. Такое
визуальное средство будет особенно ярким и запоминающимся и привлечет (а
возможно, и отвлечет) внимание слона.
Есть несколько полезных книг по подготовке
наглядных материалов. Особенно хороши «Дизайн для недизайнеров» Робина
Уильямса и Visual Language for Designers («Визуальный язык для
дизайнеров») Конни Маламед – в них подробно рассказывается, как создать
интересные визуальные средства.
Однако всегда стоит помнить о следующем.
Вы должны понимать, зачем добавляете
визуальное средство. Визуальные средства могут применяться в учебном
процессе с различными целями. Хорошо бы знать, зачем именно вы хотите
добавить какое-нибудь изображение. Вот несколько возможных целей.
• Украшение. Иногда просто хочется
сделать процесс обучения визуально приятным, например разбить текст на
части или добавить иллюстрацию. В книге Дона Нормана Emotional Design
(«Эмоциональный дизайн») рассказывается об одном исследовании, которое
показало, что внешне привлекательные объекты более эффективны, чем
непривлекательные, – возможно, в силу той реакции, которую они вызывают у
зрителя. Поэтому полезно делать «визуальные паузы» в массиве текста.
Хотя нужно отметить, что декоративные средства – самый поверхностный вид
учебных визуальных инструментов, и пользоваться ими следует с
осторожностью. Существуют исследования, указывающие на то, что
приукрашивание может отвлечь слушателей от самого учебного материала
(Thalheimer, 2004).
Также по возможности избегайте визуальных клише. Мы все уже сто раз видели эти шаблонные «рукопожатия».
• Демонстрация последовательности.
Иногда визуальные средства могут оказаться гораздо эффективнее, если
использовать их не для иллюстрации текста, а для демонстрации
последовательности или этапов процесса. Особенно полезно при помощи
наглядных средств показывать изменения с течением времени. • Концептуальные метафоры.
Визуальные средства помогают объяснить какие-либо понятия или метафоры,
для которых словесного описания может оказаться недостаточно.
В частности, инфографика специально предназначена для того, чтобы
сделать сложную информацию доступной для понимания.
Без подготовки в области математики,
анализа данных или смежных областей, которая требует умения работать с
огромным количеством цифр, большинство людей вряд ли что-нибудь поймут в
числовых данных, которые они видят впервые в жизни. Визуализация
поможет разобраться с информацией, для восприятия которой человек не
подготовлен. • Визуальные средства помогают распределить нагрузку.
Вербальная и визуальная информация обрабатываются мозгом по-разному,
поэтому эффективное использование информации обоих видов помогает
слушателям «не тонуть» в материале и лучше ориентироваться в тексте.
Все, кому доводилось читать обычные учебники, знают, что в них гораздо
больше вербальной информации, чем визуальной. Если взять нашу аналогию с
полками, то на них остается еще много места для визуальной информации,
которое не используется. Как мы отмечали в главе 1, концепцию стилей
обучения (визуалы, аудиалы, кинестетики) сложно применить на практике, и
отчасти потому, что каждый из нас – визуал. При отсутствии
нарушений зрения человек обучается за счет визуального восприятия,
поэтому, забывая использовать это свойство, авторы учебных курсов просто
сами ограничивают свои возможности.
Визуальные средства помогают строить полки.
Если у ваших слушателей есть немного знаний общего характера, а вам
предстоит дать им большой объем информации, то наглядные материалы
помогут построить несколько лишних полочек и дадут возможность
структурировать получаемую информацию. Визуальные средства обеспечивают контекст. Мы уже говорили о чрезвычайной важности контекста, и в этом случае визуальные средства могут очень пригодиться.
• Контекст для сценария. Можно
потратить много времени, описывая сценарий словами, но избавиться от
необходимости быть многословным помогут именно визуальные средства.
Изображение места действия может многое сообщить или создать в памяти
ассоциации. • Эмоциональный контекст.
Визуальные средства также могут стать источником эмоционального
контекста. Какую информацию можно извлечь из приведенных ниже
изображений без сопутствующего текста? • Контекстуальные стимулы. В процессе обучения можно приучить слушателей реагировать на определенные стимулы поведения.
Приведу такой пример. Недавно я
участвовала в проекте по созданию информационной кампании, посвященной
потреблению электроэнергии в режиме ожидания – когда электронные
устройства подключены к сети, но не используются. Если вы оставляете
телефон заряжаться на всю ночь, зарядное устройство все равно продолжает
потреблять электричество, даже если аккумулятор в телефоне уже полный.
Мы хотим, чтобы изображение сотового телефона, подключенного к розетке,
ассоциировалось у зрителя с идеей израсходованной впустую электроэнергии
и, как следствие, побуждало бы его отключить уже зарядившийся телефон. Создание визуальной связи между стимулом и действием – важный элемент в тренировке памяти и формировании навыков поведения.
Дайте слону поиграть
Слон также существо тактильное. Если
вам сложно привлечь его внимание, попробуйте использовать какие-либо
практические методы, чтобы вовлечь его в процесс. Например, задействуйте
визуальные, слуховые и тактильные стимулы.
Все, что можно попробовать, потрогать,
услышать и понюхать, обеспечит дополнительный контекст, который будет
стимулировать память. При физическом взаимодействии внимание можно
привлечь при помощи каких-то новых способов работы с материалом.
Если в предмете, который вы преподаете,
присутствует некий практический компонент, то в процесс обучения его
также необходимо включить.
Попробуйте пошутить
Для начала оговоримся: юмор – вещь субъективная. Одни и те же шутки могут нравиться вам и не нравиться другим, поэтому использовать юмор в процессе обучения следует осторожно.
Если вы знаете свою аудиторию и уверены,
что шутка действительно смешная, ее можно рассказать, для того чтобы
взбодрить слушателей. Исследования показали, что слушателям проще
вспоминать и формулировать смешные предложения, чем нейтральные по
смыслу, вероятно оттого, что юмор помогает сфокусировать внимание, или
же потому, что смешные версии более запоминающиеся (Schmidt, 1994).
Если вы решили использовать юмор, то стоит для начала проверить, совпадают ли представления аудитории о юморе с вашими.
Одним кажется, что нет ничего смешнее недовольного котенка в костюме лягушки.
Другим так не кажется совсем.
|