Сколько времени обычно занимает практика и как часто она требуется?
Рассмотрим такой пример.
Вы – координатор по ресайклингу в среднем
по величине городе, и часть вашей работы состоит в том, чтобы
рассказывать населению, как сортировать отходы.
Большинство людей понимают важность заботы
об окружающей среде, поэтому они с готовностью посещают курсы по
ресайклингу. Однако вы замечаете, что у них не получается доводить дело
до конца.
Сразу после занятия они выполняют все по
правилам, но потом довольно быстро забывают, что нужно сортировать
мусор. Отчасти это связано с тем, что переработка обычных материалов
(бумаги, консервных банок и стекла) происходит каждые две недели, а
более специфических (некоторых видов пластика, батареек и т. д.) –
только раз в месяц. Проблемы возникают как раз с этими специфическими
материалами. Вы рассматриваете несколько вариантов того, как исправить эту проблему:
• можно продлить занятие на 30 минут,
чтобы люди разобрались непосредственно на практике и действительно
поняли бы, что делать с конкретными видами отходов;
• по завершении курса можно отправлять
каждые две недели e-mail со ссылкой на учебную игру по ресайклингу,
которая позволит людям потренироваться;
• можно отправлять ссылку на игру каждый месяц в течение следующего года.
Какой, по вашему мнению, вариант позволит закрепить в памяти полученные знания на самое продолжительное время?
На самом деле подобному вопросу было
посвящено довольно много исследований. Так как лучше: провести одно
интенсивное практическое занятие или растянуть практику во времени? Ответ отчасти зависит от предмета изучения, но в большинстве случаев стоит по возможности распределить обучение во времени.
При первом знакомстве с темой вы, конечно, хотите потратить достаточное время на то, чтобы усвоить материал. Но практика в этот момент не принесет пользы.
Сколько стоит ждать
Как ни странно, более длительная
пауза между практическими занятиями позволит эффективнее закрепить
материал в памяти. Есть хорошее правило: проводить практические занятия
примерно с той же частотой, с которой данные навыки потребуется
применять.
Например, вы рассказываете своей тете Джоан, как прикреплять фотографии к электронному письму, и действительно
хотите, чтобы она наконец научилась это делать и вам бы не пришлось для
этого заходить к ней по несколько раз в неделю. Как часто тете Джоан
понадобится практиковаться?
Наверное, один-два раза в неделю, пока она
полностью не научится делать все сама, – то есть столько раз, сколько
она впоследствии будет применять этот навык.
Если такое решение вам не подходит (у дяди
Карлоса та же проблема, и он приедет к вам в город всего на неделю), то
практику следует распределить как минимум на несколько дней. Паузы
между практическими занятиями на самом деле полезны, потому что в этот
момент в памяти закрепляется полученная информация. Поэтому практика в
течение определенного промежутка времени позволяет извлечь пользу из
этого явления. Наилучший
вариант в случае с ресайклингом – напоминать жителям о необходимости
сортировать мусор ежемесячно, поскольку наибольшие проблемы возникали
именно с отходами, которые необходимо было сдавать раз в месяц. Кроме
того, получив напоминание с информацией за один или два дня до
конкретной даты ресайклинга, человек сможет обратиться к ней за справкой
в случае затруднения. |