Мне очень нравится модель CCAF
(Context, Challenge, Activity, Feedback – контекст, проблемы, учебная
деятельность и обратная связь) Майкла Аллена, и я часто пользуюсь ею
в работе.
Контекст: рамки и условия.
Задача: стимул к действию в рамках контекста.
Учебная деятельность: физическое действие в ответ на вызов.
Обратная связь: оценка эффективности действий учащегося (Michael Allen’s Guide to e-Learning).
Давайте остановимся подробнее на каждом из этих этапов и посмотрим, как с ними работать при создании учебного курса.
Сценарий: вас попросили создать
учебную программу для колл-центра, относящегося к службе работы с
клиентами SuperTech. У последнего смартфона SuperTech есть некоторые…
интересные особенности, и менеджеры по обслуживанию клиентов уже не
справляются со шквалом звонков от недовольных покупателей.
В этом случае учащиеся – беззащитные
операторы колл-центра – должны использовать трехэтапный процесс
(согласиться, успокоить и помочь) при общении с раздраженным клиентом.
Шаг 1: определить контекст
Чтобы определить контекст, я обычно задаю четыре вопроса.
1. Каков общий контекст задачи? Например, о
каком моменте рабочего процесса идет речь? Какова цель и как часто
будет применяться задача?
2. Каков эмоциональный контекст для
задачи? Предполагают ли реальные условия, в которых будут применяться
знания, наличие стресса или психологического давления? Будет ли
сотрудникам скучно или, наоборот, спокойствие окажется нарушено?
3. Какие стимулы способны указать
учащемуся на необходимость извлечь из памяти и использовать именно это
знание? Что может появиться в рабочей обстановке, что станет сигналом к
действию?
4. Каков физический контекст? Где находятся сотрудники, какие предметы их окружают, с чем или с кем они взаимодействуют?
Если у вас есть ответы на эти вопросы, как они повлияют на ваш учебный курс для SuperTech?
• Общий контекст. Операторы в
течение дня отвечают на самые разные звонки. Большинство из них –
рутина. В последнее время стало появляться все больше раздраженных
клиентов, но одному оператору за смену приходится отвечать на один – три
таких звонка, а бывает, что и вовсе обходится без них.
Это поможет вам определить интервал.
Работнику колл-центра могут попасться два недовольных клиента подряд, но
бывает, что и ни одного за всю смену. Постепенное усвоение материала в
течение определенного промежутка времени помогает лучше его запомнить,
поэтому стоит разбить материал на части и посвятить им несколько дней
(мы поговорим об этом подробнее в следующей главе).
• Эмоциональный контекст.
Операторам колл-центра приходится работать в довольно напряженной
обстановке. Они должны отвечать на определенное количество звонков в час
и уметь рассказывать о широком спектре продуктов. В прошлом операторы
могли перевести звонок от раздраженного покупателя своему
непосредственному руководителю, хотя всячески приветствовалось, чтобы
они по возможности сами решали проблемы. С увеличением числа звонков от
клиентов, негодующих по поводу недостатков нового смартфона SuperTech,
операторов просят разбираться с ними самостоятельно, а перевести их
руководителю позволяется лишь в случае, если того требует сам покупатель
или же если он начинает употреблять оскорбительные выражения. Операторы
испытывают постоянный стресс, и при этом им по-прежнему приходится
выполнять норму, несмотря на изменившуюся ситуацию. Наша цель в том,
чтобы работники колл-центра научились не испытывать стресс и сохранять
спокойствие, общаясь с раздраженными покупателями в условиях
ограниченного времени. В идеале учебный курс должен учитывать как
напряженный эмоциональный контекст, так и временны́е рамки. Сотрудники
могут начать с более спокойных и менее ограниченных по времени
сценариев, а затем перейти к более сложным примерам.
• Стимулы. Тон и слова клиентов –
это сигналы, или стимулы, которые сообщают оператору о том, что пора
обратиться к тактике «согласиться/успокоить/помочь». Помимо практики
ответов на вопросы «Раздражен ли клиент?» и «Должен ли я использовать
тактику согласиться/успокоить/помочь?», оператору нужно решить, когда
именно он переведет звонок руководителю. Эти решающие моменты должны
ясно читаться в формулировке проблемы и учебной практике.
• Физический контекст. Оператор
нажимает кнопку на своем экране в знак того, что он готов ответить на
новый звонок, который принимается при помощи телефонной гарнитуры. Часто
на мониторе компьютера появляется информация о клиенте, но иногда
оператору самому приходится осуществлять поиск по базе. У него есть
доступ к странице, которая показывает продукт, купленный клиентом,
историю плана обслуживания и комментарии операторов к предыдущим
звонкам.
Таким
образом, понятно, какие предметы (страницы с информацией о клиенте и
телефонная гарнитура) должны по возможности использоваться при обучении.
Физический контекст помогает создать мысленные ассоциации, которые
помогут сотруднику вспомнить необходимую информацию.
Шаг 2: задача
Спросите себя: с какой задачей или целью может иметь дело сотрудник в реальной рабочей ситуации?
В нашем примере с SuperTech целью может
стать удовлетворение требований или надлежащее обслуживание
определенного количества клиентов.
Шаг 3: учебная деятельность
Есть несколько способов организовать учебную деятельность. Обдумайте это, прежде чем прочтете рекомендации ниже.
Совет: используйте подготовительные упражнения
Сотрудники окажутся более
подготовленными к обучению, если будут знать, с чем им предстоит иметь
дело. Отправьте всем участникам учебного курса письма с просьбой заранее
найти несколько примеров обслуживания недовольных покупателей и
возможных решений. Используйте эту информацию при подготовке сценариев
или примеров в ходе обучения (вы можете получить ее по электронной почте
как преподаватель или извлечь из какого-нибудь общего ресурса вроде
интранета).
Совет: создайте электронный курс
В зависимости от масштаба и географии
аудитории электронный курс может стать удобным решением. Создавайте
сценарии, в которых участники курса будут применять тактику
«согласиться/успокоить/помочь» для снижения агрессии клиентов и
успешного разрешения их проблем. В этом
случае потребуется несколько сценариев, включая те, в которых проблема
может быть разрешена только путем перевода звонка руководителю, а также
ряд примеров, которые не потребуют тактики
«согласиться/успокоить/помочь», потому что клиент не раздражен.
Для начала полезно будет полностью
разобрать первый сценарий. Вы когда-нибудь играли в видеоигры, где на
первом уровне вам постоянно помогают, чтобы вы могли приспособиться к
игре? Подобный метод можно применить и в электронном курсе.
Неограниченный по времени разбор первого сценария поможет учащимся
ознакомиться с интерфейсом курса и тактикой
«согласиться/успокоить/помочь».
В идеале не стоит проходить все сценарии в
один присест. Лучше растянуть процесс на несколько дней. Например,
слушатели могут проходить по три сценария за одно занятие в течение трех
дней. Таким образом они познакомятся с разными аспектами материала, и
этот опыт будет больше напоминать реальные условия работы. Кроме того,
участникам курса придется на протяжении многих дней обсуждать тактику
«согласиться/успокоить/помочь», что только поможет еще лучше закрепить
ее в памяти.
Помните, что этот вид учебной деятельности направлен только на узнавание –
электронный курс без участия преподавателя, – неудачный для практики
запоминания: хотя компьютеры и способны давать адекватную обратную
связь, они не умеют оценивать то, что слушатель вспоминает (то
есть говорит или пишет). Поэтому электронный курс может стать полезным
инструментом в освоении тактики «согласиться/успокоить/помочь», но
практиковать или развивать навыки ее использования он не поможет.
Страшноватые прототипыЕсли
рисунок на предыдущей странице показался вам грубоватым – как будто его
быстро набросали в PowerPoint, это потому, что так оно и было. Это
пример прототипа на скорую руку, который я могу создать для клиента.
В этой книге мы не ставим целью подробный разбор процесса создания
электронных курсов, но я всячески рекомендую пользоваться такими
набросками при разработке курса. Обычно я не трачу много времени на
продумывание дизайна, перед тем как создать прототипы. Если у меня уже
определены цели, аудитория и контекст, я приступаю к подготовке реальных
макетов и прототипов. Для создания прототипов есть и другие
инструменты, но даже в PowerPoint можно сделать полурабочие прототипы
при помощи гиперссылок.
Совет: используйте ролевые игры
Очень сложно воссоздать эмоциональный
контекст ситуации, в которой вам приходится иметь дело с недовольным
клиентом, без инсценировки. Поскольку в реальной жизни общение
происходит по телефону, ролевую игру можно провести в аудитории, в том
числе с использованием телефона.
В ролевой игре могут принять участие как
инструктор, так и сами слушатели. Возможно, у инструктора лучше
получится изобразить злого клиента, но если в процесс будут вовлечены
только слушатели, то для них это станет реальной возможностью
попрактиковаться.
Для начала можно дать краткое описание
действующего лица и план речи или же перед тем, как слушатели начнут
работать друг с другом, продемонстрировать им примеры инсценировок.
Также необходимо дать пример критики и предложить им форму для обратной
связи, чтобы они могли оценить, насколько внимательно аудитория следила
за процессом.
Совет: смешанный подход
Если это не противоречит целям
проекта, то сочетание вышеуказанных стратегий может стать эффективным
способом изучения проблемы с разных точек зрения и извлечения
максимальной пользы из ролевых тренингов путем ознакомления с тактикой
«согласиться/успокоить/помочь», начать которое можно с изучения
сценариев электронного курса. Таким образом учащиеся смогут на занятии
активно практиковаться, а не просто слушать лекцию с описанием процесса.
Совет: дополнительные задания и вспомогательные средства
Наилучший способ помочь слушателям
закреплять полученные знания – оказывать им поддержку в течение
определенного периода времени. Например, можно раздать им распечатки, в
которых перечисляются различные способы действий в тактике
«согласиться/успокоить/помочь». Или, лучше того, дайте им шаблоны, чтобы
они могли сами сделать себе памятки.
Через несколько недель после тренинга
можно рассылать дополнительные сценарии электронного курса, по одному в
неделю, чтобы освежить процесс в памяти. Возможно, есть какой-нибудь
внутренний сайт компании с форумом, где сотрудники выкладывают
эффективные стратегии и ответы, которые они использовали при общении с
недовольными клиентами. Самые удачные варианты можно отправить в виде
рассылки всему персоналу. Любой из этих методов поможет закрепить знания
в памяти.
Шаг 4: как вы даете обратную связь?
Давайте подробнее поговорим о
различных возможностях обратной связи, помня о том, что некоторые из них
определяются самим характером учебной деятельности.
Обратная связь при электронном обучении
При электронном обучении можно давать
обратную связь в самой разной форме. Например, в форме реакции клиента,
которая выражается не только в словах, но и в выражении лица,
интонациях его голоса (в случае если используются аудиофайлы). Можно
использовать «шкалу гнева», чтобы определять, успокаивается ли клиент
или, наоборот, злится еще больше. Все это хорошие способы показывать, а
не рассказывать. При необходимости можно добавить и более традиционную
обратную связь, при которой дается однозначная оценка («Молодец!»),
однако лучше максимально следовать принципу «показывать». В конце
концов, основной источник обратной связи – непосредственный результат:
удалось ли сотруднику успешно решить проблему клиента? Если нет, то,
вероятно, стоит попробовать еще раз.
Обратная связь при ролевой игре
Обратная связь при ролевой игре,
когда участники непосредственно взаимодействуют друг с другом, не так
отчетлива, как в случае с электронным обучением, потому что слушатель не
выбирает из нескольких готовых вариантов, но может говорить все, что
угодно. Тем не менее существуют способы, помогающие структурировать
обратную связь и делать ее более эффективной.
• Подготовьте лист обратной связи для
«клиента» или наблюдателя, которые должны указать, насколько адекватно
вел себя участник тренинга. Можно включить в этот лист варианты на
выбор, а также оставить пустое место для ответов, чтобы обеспечить
возможность быстрой и гибкой оценки.
• Используйте аналогичный лист обратной связи, чтобы слушатель мог сам оценить свой результат по итогам ролевого тренинга.
• «Клиенту» можно дать набор карточек,
обозначающих разные степени гнева. Если участнику тренинга удается
успокоить клиента, то последний отдаст ему карточки, а если уровень
раздраженности вновь пойдет вверх, наоборот, заберет их. Если сотрудник
получит не менее 80 % карточек, то ему будет засчитан этот клиент.
Постоянная обратная связь от руководителя
Лучшим видом обратной связи станет
постоянное инструктирование сотрудника в зависимости от реальных
результатов на работе. Для этого руководитель может периодически
прослушивать разговоры операторов (что обычно практикуется в
колл-центрах) и давать подробные комментарии по поводу конкретных
рабочих ситуаций.
Резюме
• Вспоминайте полученные ранее знания и пользуйтесь техникой метапознания, чтобы тренировать память.
• В процессе обучения необходима небольшая
интрига. Простой пересказ информации слишком скучен, и вряд ли
слушатели хорошо запомнят ее в таком виде. Зачастую нужно
взаимодействовать с информацией, чтобы удержать ее в памяти.
• Социальное взаимодействие – один из эффективных способов оживить процесс обучения.
• Необходимый объем материала всегда
меньше, чем вам кажется. Информация должна быть достаточной, но не
излишне подробной, а также нужной для слушателей.
• Начинать занятие с антипримеров – хороший способ профилактики ошибок в понимании материала.
• В правильном процессе обучения у
слушателей всегда возникает уверенность в себе и ощущение успешности
(«как будто именно они изобрели матанализ»).
• Используйте модель CCAF (напомним:
контекст, проблемы, учебная деятельность и обратная связь) для создания
эффективного процесса обучения. |