Еще одна проблема, с которой можно
столкнуться в процессе обучения, – ошибки в понимании материала. Есть
несколько методов, помогающих их предотвратить.
Как мы уже неоднократно повторяли в
предыдущих главах, нужно знать, что именно усваивают слушатели.
Поддерживайте обратную связь: пусть они отвечают на ваши вопросы, дают
примеры и объясняют те или иные понятия.
Другая стратегия – использование примеров и
антипримеров. В детском журнале Highlights было два персонажа – Гуфус и
Галлант. Первый всегда был плохим мальчиком, а второй – хорошим. Гуфус
мог забрать себе последний апельсин, а Галлант непременно бы им
поделился. Эти герои – классическое воплощение примера и антипримера.
Метод может оказаться особенно полезным
для предотвращения ошибок в понимании материала. Когда в аспирантуре я
посещала курс по составлению опросников, наш профессор показывал нам
примеры неудачных вопросов, чтобы мы научились составлять удачные.
Представим, что вам нужно научить кого-то составлять вопросы типа «да/нет». Вы можете объяснить некоторые основные принципы.
Принципы составления вопросов типа да/нет:
• задавайте только по одному вопросу за один раз;
• проверяйте знания, а не умение заучивать;
• избегайте использования определяющих слов.
Ок. Теперь, наверное, можно привести некоторые примеры. Итак, у нас есть примеры. А что если мы добавим и антипримеры? Насколько
антипримеры помогают прояснить изучаемые принципы? Можно дать пять
хороших примеров того, как составлять вопросы определенного типа, и все
равно вы не добьетесь такой же ясности, как если бы привели один хороший
пример с антипримером.
Антипримеры также полезно использовать для введения в новую тему, а после них уже можно переходить к объяснению самих понятий.
Например, если вы учите писать должностные
инструкции, для начала дайте слушателям несколько ужасных примеров и
попросите определить все недостатки. А затем от этого списка можно
отталкиваться уже при составлении правильных инструкций. |