Я всегда беспокоюсь, когда
рассказываю, как добраться до какого-нибудь места. Я боюсь, что мои
указания недостаточно четкие и люди потеряются, станут блуждать кругами,
проклиная меня за то, что я отправила их не туда.
В учебном процессе также необходимо давать указания, которые в идеале не позволят слушателю заблудиться.
Как вы предпочитаете давать указания? На одном конце спектра – четкие и максимально подробные указания, а на другом – по сути концептуальный подход.
Как давать указания?
Если слушателю необходимо получить от вас указания, какую наилучшую тактику вы можете ему порекомендовать?
Пошаговая инструкция
Если вы хотите, чтобы слушатели достигли определенной цели, просто дайте им четкую инструкцию с подробным описанием шагов.
Плюсы. Следуя инструкции, слушатели, скорее всего, смогут довольно быстро выполнить задание.
Минусы. Если произойдет что-то, не вписывающееся в рамки инструкции, слушатели просто застрянут.
Представим, вы рассказываете, как доехать
до определенного пункта на машине тому, кто совсем не ориентируется в
вашей округе. Вы говорите: «Поверните у парикмахерской с большой
фиолетовой вывеской». Однако две недели назад на месте парикмахерской
открылся тату-салон, и на прежней вывеске теперь красуется череп.
Получается, что человек заблудился и ничего не может с этим поделать,
потому что он совсем не разбирается в этой местности.
Если индивидуальная инструкция слишком проста, слушатель ничему не научится.
Когда я еду на машине в незнакомом городе,
то предпочитаю пользоваться GPS – это намного проще, чем разбираться в
картах и искать дорогу, но с другой стороны, это не лучший способ
научиться ориентироваться в городе – карта более подходящее средство,
чтобы выучить расположение новых улиц. Вспомним об интриге процесса.
Дополнительные усилия способствуют запоминанию. GPS –
это легкий путь. Если слушателю нужно просто добраться до пункта
назначения, то подробная инструкция или GPS прекрасно подойдут для этой
цели (а порой это может стать наилучшим выходом), но если вы хотите,
чтобы слушатель запомнил дорогу, ему придется приложить чуть больше
усилий.
Самостоятельная навигация
Можно
научить слушателей всем понятиям и принципам, необходимым для того,
чтобы они действовали самостоятельно и могли выявлять и исправлять
ошибки.
Плюсы. Они действительно будут знать, что делать.
Вы можете высадить их посреди пустыни Сонора, и при наличии основных инструментов они сами смогут найти выход.
Минусы. Это крайность.
Если, конечно, вы не добиваетесь именно
такого уровня понимания, можно выбрать более быстрый и подходящий метод.
Чтобы усвоить теоретический материал на таком уровне, требуется много
времени, и если нужно превратить слушателей в экспертов до того, как им
представится случай применить знания на практике, этот метод, вероятно,
не самое практичное решение.
Ориентирование – компромиссное решение
В целом
кажется, что минусы перевешивают плюсы в предыдущих двух примерах.
Наиболее подходящим решением, пожалуй, будет компромисс между пошаговой
инструкцией и концептуальным подходом, поскольку слушателям не только
необходимо добраться до своей цели, но также:
• применять полученные знания в различных обстоятельствах;
• понимать, когда что-то идет не так;
• быть уверенными в своей способности достичь цели. |