В которой мы узнаем, что никому
не хочется все время ехать в гору, и если не давать слушателям
отдохнуть, они все равно это сделают
Развиваем навыки
Развитие навыков – занятие не для
слабых духом. Для этого требуются время, усилия и практика как с вашей
стороны, так и стороны слушателей.
В главе 1 мы обсуждали, как понять, что навык, а что нет:
Разумно ли полагать, что можно стать специалистом без практики?
Если ответ на этот вопрос «нет», значит, вы имеете дело с навыком.
Но вот в чем проблема. Цель очень многих
учебных курсов заявлена как обучение навыкам, но на самом деле
получается, что с навыками они лишь знакомят.
Нет ничего плохого в том, чтобы рассказать
о каком-либо навыке, если это необходимо для обучения. К примеру, перед
вами стоит задача разработать часовой вводный курс – будь то по
виндсерфингу, приготовлению тамале или редактированию сводных таблиц.
Такой формат позволит лишь ознакомить с навыком, но не более. Получить
представление о навыке – первый необходимый шаг.
Но если вы хотите, чтобы слушатели
получили более высокий уровень квалификации, этого будет недостаточно.
Для выработки навыка необходимы два условия – практика и обратная связь.
Практика
Мы уже говорили, что просто
получение информации еще не делает человека профессионалом. Менеджер по
продажам может выучить все характеристики продукта, но это лишь малая
часть тех знаний и навыков, которые нужны для того, чтобы стать
специалистом.
Необходима практика с использованием
конкретных навыков и информации, хотя в процессе обучения все очень
часто сводится к одному-двум практическим занятиям. К примеру, менеджер
по продажам может посетить двухчасовую лекцию, посвященную
характеристикам продукта, и считается, что этого достаточно для того,
чтобы он научился эффективно продавать этот продукт.
На самом деле все, что «выучивается» таким
образом, в итоге попадает в долговременную память посредством практики,
то есть в процессе работы. Ваши
слушатели получат возможность практиковаться в процессе обучения или
будут тренироваться самостоятельно. Возможно, во втором случае процесс
окажется более трудным и вовсе не таким, как вам хотелось бы… Иными словами, или вы создаете возможности для практики, или же миритесь с тем, что есть.
Структурирование практики
Давайте посмотрим, каким образом
можно структурировать практику. Цель практики в конечном счете
заключается в достижении нужного уровня квалификации и бессознательной
компетентности. В зависимости от масштаба обучения эта цель может и не
быть реалистичной, однако именно по направлению к ней необходимо
двигаться. Что происходит в мозге, когда вы
узнаете что-то новое? Вы прикладываете усилия, для чего организм
использует много глюкозы (простой сахар, являющийся одним из основных
источников энергии). В принципе узнавание новой информации аналогично процессу езды на велосипеде в гору.
В процессе обучения активно используется
лобная часть коры головного мозга, отвечающая за рациональное мышление и
контроль. Однако перегруз может наступить довольно быстро. Помните
ощущение, когда от количества новой информации будто бы начинает болеть
голова? Применяя уже знакомую информацию, мозг работает гораздо быстрее и потребляет меньше глюкозы. Привычные и знакомые действия выполнять так же легко, как съезжать с горы На
этом снимке (Haier, 1992) показано, сколько глюкозы потребляет мозг при
первой попытке поиграть в тетрис (слева) и после нескольких недель
практики (справа). Даже на уровне гораздо сложнее мозгу понадобится
существенно меньше калорий. |