В которой мы узнаем, что в памяти нужно наводить порядок, а ехать на велосипеде в гору – не самое верное решение
Способность к запоминанию лежит в основе
любого обучения, поэтому стоит посвятить несколько страниц тому, как
работает наша память. Как получается, что мы всегда способны запоминать
информацию? И как нам удается находить в своей голове и извлекать именно
ту информацию, которая нам нужна? Многое
в природе памяти еще не изучено, тем не менее существуют различные
теории. Поговорим сначала о внимании и о том, как информация кодируется в
памяти, а затем рассмотрим разные виды памяти.
Удержание и извлечение информации
Успешное обучение включает в себя
процессы кодирования и извлечения информации, то есть памяти, работающей
как во внутреннем, так и во внешнем направлении. Запоминание – первый
необходимый шаг, однако, помимо него, требуется еще умение извлекать
информацию, использовать ее, комбинировать с уже имеющейся и
синтезировать новую. Информация
не хранится в нашей голове, как шерстяной свитер, убранный на лето
в шкаф. Попадая в мозг, она не ждет, пока ее извлекут обратно, а
начинает взаимодействовать с другой информацией. Так что наш мозг
все-таки не совсем похож на шкаф.
Если уж и шкаф, то суперавтоматизированный и
постоянно организующий свое содержимое. Или же в нем живут какие-нибудь
эльфы, которые не устают наводить порядок. Кроме
того, все, что вы помещаете в шкаф, автоматически распределяется сразу
по нескольким категориям. То есть голубые носки, которые вам связала
бабушка, волшебным образом одновременно попадут к вещам, сделанным из
шерсти, вещам голубого цвета, вещам, которые подходят к этим носкам,
вещам, подаренным бабушкой, вещам, которые начинают изнашиваться, и
т. д.
У этого самоорганизующегося шкафа есть
множество частично совпадающих способов следить за своим содержимым.
Поэтому, когда вы кладете голубые носки в ящик под названием «носки»,
шкаф может извлечь их с полки «шерстяные вещи» или же найти их на
«вешалке с голубыми вещами».
Человеческий мозг – это динамичное,
многогранное, постоянно меняющееся устройство. Все, что вы прочитаете в
этой книге, изменит физическую структуру мозга за счет создания новых
связей и укрепления (или ослабления) существующих.
Так что же в итоге удерживается в памяти?
Каждый день на нас обрушивается огромное количество информации, и мы не
можем обращать внимание на все подряд, не говоря уже о том, чтобы все
это помнить. К счастью, у нас есть ряд фильтров и механизмов, которые позволяют «просеивать» информацию.
• Сенсорная память. Это первый
фильтр на пути информации, которую получают наши органы чувств. Если вы
решите на чем-нибудь сосредоточить внимание, эта информация перейдет в
кратковременную память.
• Кратковременная память. Такая
память позволяет нам удерживать идеи или мысли в голове достаточно
долгое время, с тем чтобы предпринимать действия. Мозг избавляется от
большей части информации в краткосрочной памяти, однако некоторые вещи
все-таки сохраняются в долговременной.
• Долговременная память. Это и есть ваш «шкаф», где информация хранится определенное время.
Давайте поговорим о каждом из этих типов памяти.
Сенсорная память
Первый уровень памяти – сенсорный.
В принципе все, что воспринимают ваши органы чувств в настоящий момент,
моментально сохраняется в сенсорной памяти. Мы не придаем значения большинству ощущений, пока среди них не появляется что-то необычное или заслуживающее внимания.
Остановитесь и подумайте обо всех звуках,
которые вы сейчас слышите. Если вы находитесь в помещении, вероятно, это
шум кондиционера или обогревателя или же шум компьютеров. Звуки за
окном будут зависеть от того, где вы находитесь.
Если кто-нибудь специально не обращает ваше
внимание на эти звуки, вы, скорее всего, их просто игнорируете, а ваша
память не кодирует эту информацию.
Привыкание
Сенсорная память не представляет собой
особой сложности для процесса обучения, за исключением феномена
привыкания. Привыкание означает ослабление реакции на сенсорный
раздражитель до такой степени, что мы перестаем его замечать.
Именно привыкание позволяет нам не обращать
внимание на гудение холодильника, которое раздражало поначалу, или
игнорировать лампочку «Проверьте двигатель», которая горит уже не одну
неделю.
К непредсказуемым вещам привыкнуть сложно.
Например, неприятно мигающая флуоресцентная лампа не перестанет вас
мучить, в отличие от шума монитора, к которому вы привыкли, поскольку
хаотичное мигание заставляет обращать внимание на лампу снова и снова.
Точно так же, застряв в пробке, мы приходим в ярость, потому что каждый
раз движение происходит по-разному («Стоп… давай-давай… быстрее… СТОП…
едем-едем-едем… ЕДЕМ… СТО-О-ОП!»).
Люди могут привыкать и к вещам, которые не
совсем для этого предназначены. Например, когда в последний раз вы
обращали внимание на рекламные баннеры в интернете? Наверняка вы
научились отключаться от этой информации. Веб-дизайнеры называют это
«баннерной слепотой», и исследования компании Nielsen, проведенные в
2007 году и посвященные изучению движения глаз, подтверждают, что люди
не только не обращают особого внимания на рекламные объявления в
интернете, но часто и вовсе на них не смотрят. (То же может произойти и
со справочными материалами на сайтах и в электронных курсах!)
Советы для разработчика учебного процесса
Последовательность не помешает.
Последовательность может облегчить процесс обучения. Например, если
использовать один и тот же формат для каждой главы технического
руководства, слушатели быстрее к нему привыкнут, и им не придется
тратить умственные усилия на то, чтобы каждый раз заново осваиваться.
Вместо этого они смогут сосредоточиться на содержании глав.
Однако постоянство может навредить.
Придерживаясь одного и того же подхода, вы можете вызвать у слушателей
привыкание. Следует разнообразить методы обучения и подачи информации.
Например, если вы разрабатываете электронный курс и каждый раз даете
однотипные комментарии в одном и том же месте, то в будущем слушатели
начнут их игнорировать, особенно если это будет какая-нибудь стандартная
фраза вроде «Молодец!». Другой пример такого ненужного постоянства –
это как раз «баннерная слепота», о которой мы говорили выше.
Излишнее непостоянство также вредно.
Хотя некоторое разнообразие полезно, для того чтобы удерживать внимание
учащегося, бессмысленное непостоянство раздражает. Если, к примеру,
ваше окошко с отзывом в электронном курсе начнет появляться где попало
в разных частях экрана, то оно, конечно, всегда будет привлекать
внимание слушателя, но при этом еще и очень раздражать. Лучше
разработать несколько форматов для отзывов, в зависимости от типа
учебного материала, или же использовать разнообразные приемы, которые
будут поддерживать интерес учащихся. Разнообразие также может
способствовать концентрации внимания, но только при условии осмысленного
подхода.
Лучший способ проверить что-либо на предмет
однообразия – тестирование в среде пользователей. Понаблюдайте за тем,
как слушатели работают с печатными или электронными материалами, или
проведите пробное занятие: если слушатели окажутся невнимательны или не
заметят справочных материалов, которые вы предложили, значит, их взгляд
ничто не цепляет.
Кратковременная, или рабочая память
Если какая-то информация привлекла
ваше внимание, она попадает в кратковременную, или рабочую, память. Если
она удерживается и там, то можно предположить следующее:
• она по какой-то причине важна для вас;
• именно ее вы искали;
• она необходима для ваших действий;
• она вас удивляет или не соответствует ожиданиям.
Рабочая память ограничена по длительности и емкости, тем не менее мы пользуемся ею в течение дня практически непрерывно.
Что удерживается в памяти
Скажем, вы решаете, что надеть сегодня
на работу. Вы учитываете погоду (прохладно и дождливо) и планы (встреча
с клиентом). Эти два фактора удерживаются в вашей рабочей памяти, пока
вы выбираете одежду. Вы также извлекаете некоторую информацию из
долговременной памяти (в переговорной всегда жарко, черный костюм в
химчистке из-за этого несчастного пятна от гуакамоле). Вся эта информация обрабатывается, и вы принимаете решение надеть несколько разных вещей.
Рабочая память избавится от большей части
информации, как только вы решите свою задачу: это и пароль от wi-fi в
кофейне, и номер съезда на дороге, и телефонный номер, который вы
повторяете несколько раз, прежде чем его набрать.
Такая информация будет находиться в вашей
рабочей памяти лишь несколько секунд, пока она вам необходима. Если
потребуется больше времени, ее можно удержать путем повторения. Повторение
позволяет освежить информацию в рабочей памяти на то время, пока вы ею
пользуетесь. Повторяя что-то довольно продолжительное время, вы в конце
концов закрепляете информацию в долговременной памяти, хотя это и не
самый эффективный метод (далее мы обсудим способы получше). Не очень
важная информация выпадет из памяти раньше.
Рассмотрим пример с тремя новостями, которые можно услышать утром по радио.
Информация
Температура за окном 12 градусов по Цельсию.
Факторы, которые влияют на запоминание
• Необычно ли это? Если это отличается
от погоды в последние несколько дней, то информация с большей долей
вероятности привлечет ваше внимание.
• Важно ли это для вас? Вы запомните информацию лучше, если погода может повлиять на ваши планы в этот день.
• Привычный ли это формат? Если вы
привыкли к шкале Фаренгейта, то вряд ли запомните температуру по
Цельсию, потому что не поймете, стоит ли надевать плащ при такой погоде.
Если вы все же будете помнить эту
информацию в течение дня, то в последующие дни или недели она выветрится
из памяти, если это, конечно, не был какой-нибудь знаменательный день
(например, свадьба вашего брата).
Информация
Индекс Dow Jones Industrial Average растет на 56 пунктов, или 0,5 %, – до 11 781 пункта.
Факторы, которые влияют на запоминание
Стоит задать те же вопросы. Отличается
ли это от динамики предыдущих дней или ваших ожиданий? Это важно для
вас, потому что вы работаете в финансовой сфере, или же вы хотите
продать акции?
Информация
Команда UConn Huskies проиграла Stanford Cardinals со счетом 59:71.
Факторы, которые влияют на запоминание
Скорее всего, вы запомните эту
информацию, только если следите за студенческим чемпионатом по
баскетболу среди женских команд или знаете, что команда UConn проиграла
впервые после самой продолжительной серии побед (89 подряд). Если
контекст вам неизвестен, то, вероятно, эта новость не сохранится у вас в
памяти.
Есть ли предел?
Сколько информации может вместить наша
рабочая память? Существует довольно много исследований на эту тему, и, в
частности, известен следующий факт: в рабочей памяти задерживается семь
элементов плюс-минус два. Но правильный ответ на этот вопрос, согласно
закономерности Джорджа Миллера, звучит так: бывает по-разному (Miller, 1956).
Скорее всего, вы не сможете повторить всю
информацию из предыдущих примеров (температура, индекс Dow Jones и счет
игры), не прочитав заново текст. В первую очередь это связано с тем, что
перечисленные цифры не представляют какой-либо важности, кроме того,
что служат примером в этой книге.
Еще одна причина – количество информации.
Мы привели несколько отдельных фактов (12 градусов, Цельсий, Dow Jones,
56 пунктов, 0,5 %, 11 781 пункт, UConn Huskies, Stanford Cardinal, 71,
59). Большинство людей не смогут запомнить всю эту информацию сразу без
какого-нибудь мнемонического приема или средства.
Прочитайте эти цифры, затем закройте глаза и постарайтесь повторить их: Ну
как? Скорее всего, вам удалось удержать в памяти информацию на столь
короткий срок. Четыре отдельные цифры вовсе не большая нагрузка для
рабочей памяти.
А теперь попробуйте такой номер: С этим
сложнее, правда? Может быть, вам удалось запомнить все девять цифр, но
если вы все-таки пропустили некоторые из них, то, скорее всего, те, что
находились в середине последовательности. Здесь мы сталкиваемся с
эффектами первичности и новизны, которые проявляются в том, что мы
склонны запоминать элементы в начале последовательности или списка
(первичность), а также в конце (новизна). Ок, вот еще один номер: Так гораздо проще, не правда ли? Количество цифр осталось прежним, но теперь они сгруппированы. Вместо отдельных трех цифр вы запоминаете следующее:
[первые три цифры] + [следующие три цифры] + [последние три цифры].
Мы имеем дело с тремя блоками информации, а не с девятью отдельными символами.
Еще проще запомнить такой пример: Поскольку вы знаете, как считать до девяти, этот набор цифр воспринимается как один блок информации:
[цифры от 1 до 9 по порядку]. Группирование может происходить по принципу подобия, последовательности или наличия элементов в долговременной памяти.
Еще пример: Вряд
ли вы сможете удержать все цифры в рабочей памяти, если не живете в
Миннеаполисе или Сент-Поле, где так выглядят местные телефонные коды.
|