Если боги античного мира легко уживались с богами Египта, Ассирии,
Вавилонии, Персии, Финикии и многих других стран и государств, то на
Дальнем Востоке религиозные течения непрерывно соперничали друг с другом
и во многом отличались как от древних религиозных учений всего
остального мира, так и между собой.
Древнейшие религиозные
верования народов Индии были собраны в «Ведах» — поэтических сборниках
гимнов, форм жертвенных обрядов, магических заклинаний жрецов,
заговоров, священных песнопений. Веда значит «знание» или «священное
знание», к этому термину восходит название и самой древней индийской
религии - ведической. В Индии эта религия возникла около 1500 г. до н.
э., когда туда с севера и северо-запада пришли воинственные арии,
разрушившие самые первые древнеиндийские государства. В основе
ведических верований, как и многих других религий древнего мира, лежала
мифология -обожествление сил природы. Жертвоприношения главным
ведическим богам Варуне, Индре, Агни и Соме сопровождались сложнейшими
ритуалами, совершаемыми особой кастой жрецов — брахманами. Запоминание
всех ритуальных сложностей культов поклонения богам и потребовало
составления сборников «Вед». Следующим этапом развития индийской
религии уже в I тысячелетии до н. э. стал брахманизм. Уже по его
названию ясно, кем он был создан. Брахманы составляли особую, высшую
группу людей древнеиндийского общества - высшую касту. На касты делилось
и все остальное общество. Считалось, что касты и царская власть были
созданы богами и поэтому нарушать такой порядок никому не дано.
Брахманам же была ведома высшая мудрость. Одно из проявлений учения
брахманов заключалось в бессмертии души человека. После гибели тела душа
переселяется в другое тело, но ее будущее существование — карма —
зависит от того, как вел себя при жизни умерший обладатель прошлого
тела. Путь к очищению лежит через долгую цепь таких переселений и
перерождений, пока душа не окажется в теле брахмана, где ее ждет полное
очищение от прежних грехов и слияние с богом. Такое может быть
достигнуто только добродетельным поведением, соответствующим той или
иной касте, к которой принадлежит человек, и аскетическим, очень
строгим, без излишеств и удовольствий образом жизни. Путь к очищению
души был открыт человеку, по верованиям брахманизма, верховным богом
Вишну, явившимся в одной из его ипостасей - образе Кришны. Конечным
этапом развития брахманизма стал индуизм - самая распространенная на
сегодняшний день религия в Индии. Более 95% населения этой страны
являются индуистами. На почве брахманизма, но во многом вопреки
этому религиозному учению возникли джайнизм и буддизм. Джайнизм основан в
VI в. до н. э., основателем его считается Вардхамана. Его учение
отвергает авторитет древних «Вед» и не требует строгого соблюдения
множества обрядов, а также деления людей на касты. Главное для
достижения очищения души - это добродетельная и аскетическая жизнь,
непричинение вреда другим живым существам. В то же время учение о
переселении души сохранилось и в джайнизме. Особым типом учения,
возникшим в Индии, является буддизм - одна из трех мировых религий, хотя
и религией в полном смысле этого слова буддизм назвать трудно. Во
многом буддизм - философское учение. Основателем его является Гаутама
Сиддхартха Будда, живший в VI в. до н. э. Гаутама, стремясь познать
смысл существования, отказался от сытой, роскошной княжеской жизни и
отправился в долгие аскетические странствия. Когда ему исполнилось
тридцать дЯть лет, сидя под деревом Бодхи, Будда Гаутама обрел смысл
сущего - на него снизошло Просветление. Он вдруг понял, что сутью всего
является страдание, но, двигаясь до пути крайнего аскетизма, отказываясь
от всех земных благ, человек может достичь просветления и освобождения
от страдания. Для этого надо прежде всего отказаться от земных желаний и
соблюдать восемь правил благодетельной жизни: правильные взгляды,
правильные стремления, правильную речь, правильное поведение, правильный
образ жизни, правильные усилия, правильную направленность мысли и
правильное сосредоточение - медитацию. Идущий по такому пути достигнет
высшего состояния - нирваны, заключающегося в полной совершенной
внутренней удовлетворенности, отсутствии желаний, самодостаточности и
отрешенности от внешнего мира. Нирвана и есть абсолют, к которому надо
стремиться. Особенностью буддизма, приближающей его к философскому
учению, является то, что в этом учении нет отделения души от остального
материального мира, нет бога как творца всего сущего и приносящего
освобождение человеку, нет противопоставления духа и материи — все
объясняется пульсацией дхарм, вечных первичных элементов бытия и
жизнедеятельности человека. Волнение дхарм вызывает страдание,
успокоение дхарм наступает в нирване. Познав смысл сущего, Будда
Гаутама сорок пять лет проповедовал его, странствуя по Северной Индии.
Самого широкого распространения в Индии буддизм достиг в империи Маурьев
при царе Ашоке (III в. до н. э.), который сам был страстным
приверженцем этого учения. Но позже из Индии буддизм был вытеснен
индуизмом, зато в различных его проявлениях распространился по другим
странам Востока, в первую очередь по Китаю, и достиг островов Японии.
Центрами буддизма стали монастыри, где проповедовалось это божественное
учение, а живущие в них монахи, стараясь следовать по пути,
определенному. Буддой, сами стремились достичь просветления. Другой
распространенной религией Китая является даосизм, возникший из учения
Дао китайского религиозного философа Лао Цзы. Цель этой религии -
достичь совершенства и бессмертия через гармонию с Дао -первоосновой
мира. Путь к этому лежит через особые психофизические упражнения и
алхимию. Впоследствии даосизм включил в себя некоторые черты буддизма,
но его отличительной чертой является сохранение мифологии и поклонение
огромному числу китайских божеств во главе с Нефритовым императором. |