Любое древнее государство в своем развитии проходило одни и те же
этапы. Изначально во главе первых городов-государств стоял один
властитель — монарх. Правда, власть его, особенно на ранних этапах
развития древних цивилизаций, не всегда была полной и безоговорочной.
Так, первые ассирийские властители долгое время не именовали себя
царями. Власть их, в отличие от египетских фараонов, изначально не
считалась ниспосланной с неба. На высокий пост первых ассирийских владык
выдвигали знатнейшие горожане. Обычно первые властители ассирийского
государства являлись самыми богатыми людьми из числа торговцев. И все же
в руках такого властителя сосредоточивалась огромная власть. Он являлся
верховным жрецом, совершал священные обряды, через ниспосланные ему
откровения весь народ общался с богами. Он, властитель, становился и
главным военачальником вооруженных сил народа, а также ведал
строительством городов, оросительных систем, собирая на строительные
работы своих подданных. Такого властителя ассирийцы называли ишшакум. В
то же время судебная власть и управление процессами мирной жизни
ассирийцев, где не требовалось напряжения больших сил народа, долгое
время находились во власти другого должностного лица - улукума. Улукума
ассирийцы всегда выбирали, и его власть не передавалась от отца к сыну
по наследству. Ко всему прочему властители ранних ассирийских государств
делили еще свою власть с «домом города» - советом из самых знатных
жителей. Однако властитель-ишшакум тоже мог быть избран на
должность верховного судьи. Тогда он уже имел почти неограниченную
власть над подданными, и это был первый шаг ассирийских властителей к
титулу царя - абсолютного монарха. Впоследствии в руках властителя
Ассирии была сосредоточена вся власть, а роль высшего совета при царе
стал играть совет его визирей, полностью подчиняющийся государю. Города-государства
редко жили в мире друг с другом, соседи постоянно враждовали,
захватывая плодородные земли, отнимая урожаи, облагая покоренные города
данью. Порой одни города объединялись в борьбе против других. Если такое
объединение приводило к успеху, один из городов мог стать самым
главным. Его властителю уже подчинялись властители и граждане других
городов-государств, покоренных и дружественных, - так складывались и
росли первые царства. И властители этих царств именовали себя самыми
пышными титулами. |