Боги во многом определяли судьбу древнего человека. Ничего нельзя
было сделать, не узнав сначала о расположении богов к твоему поступку.
Но понять богов, узнать их волю, получить необходимые знания простому
человеку было нелегко. Для этого существовала особая каста людей -
жрецы. Им были ведомы священные обряды - тот язык, с помощью которого
человек общался с богами. Поэтому жрецы занимали очень важное положение в
обществе древнего мира. Они всегда стояли рядом с властителями
государств и стран, порой были главнее их, а часто и сами правители
владели жреческим искусством или даже приравнивались к богам или детям
богов. Так, египетские фараоны считались сыновьями бога Амон-Ра. Если же
правитель оставался для его подданных человеком, то обожествлялась сама
царская власть - считалась ниспосланной свыше.
Жрецами
становились после долгого обучения и посвящения в различные таинства. И
это понятно, потому что не каждому обычному человеку дана возможность
общения с богами. Чтобы познать божественную мудрость, услышать и понять
ответ или наставление, ниспосланное свыше, необходимо и самому
возвышаться над окружающими людьми. В Асси-Рии и Вавилонии верховными
жрецами являлись сами властители царств, обычно весьма образованные для
своего времени люди. Сам процесс общения с богами порой тоже был
сложен и всегда требовал подарков для бога - жертвоприношений. В жертву
могли приноситься самые различные вещи: обычная ежедневная пища, одежда,
воинские доспехи, животные и, к сожалению, люди. Такие жертвы, как
доспехи, вывешивали в храмах. Так Александр Македонский, начиная
завоевание Персии и высадившись в Азии, специально посетил город Трою,
тот самый, война под стенами которого описана Гомером в поэме «Илиада». В
Трое Александр отправился в храм богини Афины и торжественно вывесил
там полное вооружение, взяв взамен щит — священную реликвию, оставшуюся
со времен Троянской войны. Этот щит перед Александром носили в
сражениях. Другие жертвы - кровь жертвенных животных, их туши,
иные съедобные подношения — сжигали на специальных жертвенниках.
Существовали походные жертвенники, которые возили с собой сопровождавшие
полководцев жрецы для совершения жертвоприношений в полевых условиях. В
Ассирии и Вавилоне, однако, обычно сжигали не все жертвенное животное
целиком, а только самые лакомые его части, остальное же съедали сами на
пиру. Так властители этих стран участвовали в одной трапезе с богами. Кровавые
и массовые человеческие жертвоприношения существовали в Финикии и были
унаследованы Карфагеном. В этом знаменитом городе на севере Африки
стояла огромная бронзовая, полая внутри статуя бога Молоха - главного
бога карфагенян. Молох был чрезвычайно прожорлив. Ежегодно к нему
приводились сотни красивых юношей и девушек, приносили грудных детей -
все они должны были быть первенцами в своей семье. Их закалывали и клали
на двигающиеся руки статуи. Когда под действием особых механизмов
статуя воздевала руки, лежащие на ней Жертвы ссыпались прямо в
разверстую пасть этого чудовищного бога. Внутри полой статуи полыхало
пламя - Молох пожирал жертвы. Жертвоприношения - это всего лишь
дань божествам, за которую приноситель жертвы рассчитывал обрести высшее
покровительство или узнать свою судьбу. Принеся жертву, надо было
услышать, увидеть и распознать знак, посланный в ответ богом. Простому
человеку такое было, конечно, не под силу, но для того и существовали
жрецы, которым были ведомы божественные знаки. В странах
Междуречья, в Этрурии, в Древней Греции, а позже и в Риме существовала
целая наука о гаданиях, с помощью которой жрецы пытались предугадать не
только волю богов, но и возможный исход событий. Ни одно важное
предприятие в жизни человека и государства не начиналось без принесения
жертв богам и необходимых гаданий. Собираясь в военный поход или в
торговое плавание, этруски, греки и римляне отправлялись к
жрецам-авгурам — гадателям по птицам, гару-спикам - гадателям по
органам, извлеченным из туш жертвенных животных, или к фульгу-раторам -
гадателям по молниям. Авгуры гадали по птицам. У этрусков это
делалось так. Жрец-гадатель в полдень, когда воткнутая в землю жердь не
отбрасывает тени, становился лицом к северу, обратившись туда, где жил
главный этрусский бог неба Тин. Жрец мысленно проводил линию,
соединяющую его с Тином, линия продолжалась у жреца за спиной, а сам он
оказывался в центре священного пространства. Вторую линию, связывающую
восток и запад, он проводил перпендикулярно первой через этот же центр -
место, на котором стоял. Затем делил каждый из четырех получившихся
секторов на две части и получал уже восемь участков, а потом каждый еще
пополам. Так делилось все пространство и небо на шестнадцать равных
частей, теперь можно было приступать к гаданию. Обратившись лицом к
югу, авгур подмечал, с какой стороны, в каком небесном участке
появились птицы. От этого зависела судьба, ведь птицы — посланцы богов.
Восемь зон с левой от авгура (восточной) стороны небосвода были
благоприятными, с правой (западной) ~ сулили беду и напасти. Похоже
гадали и жрецы-фульгураторы, только они отмечали появление в небе
молний, а не птиц. И гадателями по внутренностям жертвенных животных —
гаруспиками -печень тоже делилась на шестнадцать зон. Аналогично
проводили гадания и предсказывали будущее жрецы древних греков и римлян,
но этрусские гадатели славились особенно. А все потому, что искусство
предсказывать будущее передали этрускам сами боги. Когда-то
давным-давно, говорилось в предании, один этрусский землепашец случайно
провел в земле борозду глубже, чем обычно. И тут же из нее вылез
маленький божок Тагес с лицом ребенка и мудростью старца, и принялся
поучать землепашца. Тот испугался, поднял крик, на который сбежались
другие этруски. И уже сообща они выслушали мудрое учение Тагеса о том,
как предсказывать будущее по внутренностям животных, а этрусские вожди
записали все в священные книги. Толковать ниспосланные богами молнии этрусков научила нимфа Бегое. Учения
Тагеса и Бегое, дополненные наблюдениями жрецов-гаруспиков и
фульгураторов, заняли многие тома священных книг, мудрость и святость
которых почиталась также в Риме и Греции. Римляне называли это учение
«этрусской дисциплиной» и тщательно изучали, переводя для этого
священные книги этрусков на латынь и пользуясь божественным знанием уже
после исчезновения самого народа этрусков. |