Давление сжатого воздуха достигает
иногда такой силы, что ею останавливают мчащийся поезд. Делается это
помощью так называемых «воздушных тормозов». Устройство подобного
тормоза показано на прилагаемых рисунках. На паровозе (см. рис. 69)
помещается главный резервуар, наполняемый сжатым воздухом от насоса
(компрессора). От главного резервуара отходит трубопровод, подводящий
сжатый воздух к вспомогательным резервуарам под каждым вагоном. Когда
трубопровод наполнен сжатым воздухом, колодки не прижимаются к бандажам
колес: особый клапан V (см. рис. 70) мешает воздуху резервуара поступать
в тормозной цилиндр, и пружина S оттягивает колодку от колеса. Чтобы
привести тормоз в действие, машинист выпускает из трубопровода часть
воздуха и тем уменьшает в нем давление. Тогда клапан автоматически
открывается, воздух из резервуара (под вагонами) поступает в тормозной
цилиндр, и напор его, противодействуя пружине, прижимает тормозную
колодку к бандажу: вращение колес замедляется. То же, в случае
необходимости, может сделать и пассажир в вагоне поезда, так как
трубопровод имеет еще один клапан, открываемый поворотом рукоятки у
стенки вагона. Наконец выпуск воздуха, а следовательно и торможение
поезда, происходит сам собою в том случае, если мчащийся поезд
разрывается по какой-либо причине: тормоз автоматически приходит в
действие, и части разорвавшегося поезда останавливаются. Рис. 69.
Устройство воздушного тормоза для остановки поездов. Внизу показано,
как действует тормоз в случае разрыва поезда. На обоих рисунках
зачернены части, заполненные сжатым воздухом Рис. 70.
Подробности устройства воздушного тормоза. Когда тормоз не работает,
клапан Y закрыт, и сжатый воздух из баллона R не идет в цилиндр С;
пружина S оттягивает стержень, соединенный с тормозной колодкой |