Одна из самых больших задач – умение перенести полученные навыки в реальный мир и применять их в разных условиях.
Вот пример. Некоторое время назад я
попробовала на основе одной хорошей инструкции сделать иконку конверта в
PowerPoint.
Вот что у меня получилось. Да,
дизайнерскую премию я за это не получу, но для меня это действительно
достижение. И у меня возникла мысль: а сколько еще приличных иконок я
могу создать?
В принципе нисколько. Ноль штук.
Эту иконку я создала при помощи
инструкции, которая, как и GPS, прописывает каждый шаг. Но без
посторонней помощи я вряд ли смогу применить эти знания в других
ситуациях. К примеру, я попыталась сама сделать иконку кофейной чашки.
Вышло вот что. Как-то не очень. Больше похоже на рулон туалетной бумаги с ручкой.
Так в чем моя ошибка? Проблема не в
инструкции, которая выполнила свою функцию – я получила простые и четкие
указания. Если бы моя задача заключалась только в изготовлении иконок
конверта, то ее было бы более чем достаточно.
Чтобы научиться создавать приличные
иконки, не прибегая к помощи пошаговых инструкций, нужно сначала
получить некоторые знания и навыки.
Например, мне, наверное, придется научиться:
• определять источник света;
• добавлять тень и свет;
• пользоваться градиентами и регулировать их прозрачность;
• создавать интересную композицию.
Учитывая, что я еще многого не знаю, этот список наверняка неполный.
Выполнения одного задания недостаточно для того, чтобы я получила необходимые навыки. Так как этого добиться?
Вариант 1. Много примеров
Можно проработать большое количество
примеров. Впоследствии я начну понимать закономерности и автоматически
выполнять действия, которые повторяла много раз. Это
не худший метод, но, возможно, несколько медленный. Кроме того, он
предполагает, что где-то уже существуют пошаговые инструкции для
создания десятка различных иконок.
Вариант 2. Теория, а затем примеры
Традиционный метод – давать теоретический материал и разбирать его на примерах.
Это разумный подход, хотя слушателям придется вникать в теоретический материал без особого контекста.
Вариант 3. Примеры, а затем теория
Представим, что вам нужно доехать до
какого-то пункта, где вы до того были только один раз. Будете ли вы
лучше помнить дорогу, если в предыдущий раз вы:
а) вели машину сами;
б) были пассажиром?
При возможности позволяйте слушателям «садиться за руль» – это всегда полезно.
Один из способов – дать несколько примеров
и попросить слушателей самостоятельно определить правила, а не
рассказывать им всю теорию сразу же. Разобравшись с теорией, они смогут
применить ее на следующих примерах. Порядок может быть таким:
1) проработайте несколько примеров;
2) попросите слушателей определить теоретические понятия, заложенные в примерах;
3) уточните понятия и исправьте возможные ошибки, используя первоначальные примеры в качестве контекста.
4. Попросите слушателей разобрать новые примеры с учетом этих понятий. |