Портфолио личностных достижений учащегося – педагогический инструмент сопровождения развития и оценки достижений учащихся
14.01.2013, 19:28
Портфолио личностных достижений учащегося – педагогический инструмент сопровождения развития и оценки достижений учащихся
Портфолио личностных достижений учащегося является современным
педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений
учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества
образования. Оно позволяет реализовать одно из основных положений
Федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования второго поколения – формирование универсальных учебных
действий. Кроме того позволяет учитывать возрастные особенности развития
универсальных учебных действий учащихся и предполагает активное
вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе
рефлексии и оптимистического прогнозирования. Портфолио учащегося это
эффективный способ для организации продуктивной совместной деятельности
учащихся, классного руководителя, учителей-предметников, родителей,
психологов.
Цель портфолио:
отслеживание и оценивание динамики индивидуального развития и
личностного роста обучающегося в широком образовательном контексте;
поддержка его образовательной и творческой активности и
самостоятельности.
Задачи:
изучение и раскрытие индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка интересов, склонностей, способностей учащихся;
развитие навыков рефлексии, формирование умений анализировать
собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с
имеющимися возможностями;
создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации к творческому росту;
формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;
формирование ценностного отношения к процессу участия в учебной деятельности или творческой работе, а не к его результату;
содействие успешной социализации учащихся.
Участники работы над Портфолио и распределение обязанностей между ними.
Участниками работы над портфолио являются сами учащиеся, их родители,
классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного
образования и администрация школы. Одним из основных условий составления
Портфолио ученика является установка тесного сотрудничества между всеми
участниками.
Обязанности учащегося:
Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой.
Аккуратно в соответствии с принятыми временными периодами ведет в
портфолио необходимые записи, в большей степени самостоятельно.
Систематически пополняет в соответствующие разделы материалы,
отражающие успехи и достижения в учебной и внеурочной деятельности; по
желанию использует собственные элементы оформления (не противоречащие
общей структуре и правилам оформления портфолио), отражающие его
индивидуальность.
Производит оценку своих достижений и возможностей, планирует свою
дальнейшую деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию
При необходимости обращается за помощью к взрослым (классному руководителю, родителям и т.д.)
Обязанности родителей:
Помогают ребенку в оформлении портфолио в соответствии с принятой структурой
Постоянно осуществляют контроль за пополнением соответствующих разделов портфолио.
Совместно с ребенком отслеживает и оценивает динамику его
индивидуального развития и личностного роста, поддерживает его
образовательную и творческую активность и самостоятельность.
Участвуют в заполнении соответствующих разделов портфолио; несут ответственность за информацию, размещаемую в портфолио.
Обязанности классного руководителя:
Направляет всю работу учащихся по ведению Портфолио,
консультирует, помогает, дает советы учащимся и родителям; объясняет
правила ведения и заполнения Портфолио.
Выполняет роль посредника между всеми участниками работы над
Портфолио: учащимися-родителями-учителями-предметниками-педагогами
дополнительного образования-администрацией, обеспечивает постоянное
сотрудничество и взаимодействие.
Осуществляет контроль за заполнением соответствующих разделов Портфолио учащихся.
Заполняет соответствующие разделы Портфолио, несёт ответственность за достоверность информации, представленной им в Портфолио.
Совместно с учащимся отслеживает и оценивает динамику его
индивидуального развития и личностного роста, поддерживает его
образовательную и творческую активность и самостоятельность.
Готовит итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.).
Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
Учителя-предметники тесно сотрудничают с классным руководителем,
предоставляют классному руководителю всю необходимую информацию об
успехах и достижениях учащихся по предметам, предметным неделям,
предметно-направленным конкурсам и т.д., несут ответственность за
предоставленную информацию; помогают классному руководителю заполнять
соответствующие разделы Потрфолио.
Готовят итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.)
Проводят экспертизу представленных работ по предмету и предметно-направленным конкурсам и пишут рецензии, отзывы на них.
Совместно с учащимся отслеживает и оценивает динамику его
индивидуального развития и личностного роста, поддерживает его
образовательную и творческую активность и самостоятельность.
Обязанности педагогов дополнительного образования и других педагогов,
осуществляющих воспитательную работу с младшими школьниками.
Педагоги дополнительного образования, тесно сотрудничают с
классным руководителем, предоставляют ему всю необходимую информацию о
достижениях учащихся по своим направлениям деятельности; несут
ответственность за достоверность представленной информации.
Готовят итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.).
Совместно с учащимся отслеживают и оценивают динамику его
индивидуального развития и личностного роста, поддерживают его
образовательную и творческую активность и самостоятельность.
Обязанности администрации:
Осуществляет общее руководство деятельностью педагогического
коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы школы в
рамках ФГОС.
Структура и содержание Портфолио
Титульный лист Портфолио содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс) и фото ученика.
Портфолио имеет следующие разделы:
Раздел "Мои достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности"
итоговые отметки по предметам базисного учебного плана;
контрольные, диагностические работы, мониторинги;
сведения об участии в предметных олимпиадах, научно-практических
конференциях, исследовательских проектах, интеллектуально-познавательных
конкурсах, в проектной деятельности.
Раздел "Мои достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности"
сведения об участии в самоуправлении класса; сведения об участии в
делах класса и школы (конкурсы, КТД, праздники, социальные акции и
т.д.)
сведения об участии в школьных, районных, городских и
всероссийских конкурсах различного направления
(интеллектуально-познавательное, творческое, спортивное и т.д.);
сведения об участии в проектной деятельности, в том числе участие в интернет-проектах.
Раздел "Мои грамоты"
Раздел содержит конкретные документы, подтверждающие достижения учащегося в учебной или внеурочной деятельности.
Раздел "Творческая мастерская"
В этом разделе помещаются творческие работы учащиеся: рисунки, стихи,
проекты, исследовательские работы. Если выполнена объемная работа
(поделка, большой формат бумаги и т.д., большой объем работы),
помещается ее фотография или диск с соответствующим материалом. В
разделе могут размещаться фотографии, отражающие участие ребенка в
различных видах творческой, спортивной, социальной деятельности.
Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе,
дается информация об этом мероприятии: название, когда, где и кем
проводилось, результат участия.
Раздел "Отзывы о моей учебной и внеурочной деятельности"
отзывы о деятельности ученика (классного руководителя,
учителей-предметников, других педагогов, администрации, педагогов
дополнительного образования, родителей);
рецензии на работы учащихся;
вырезки из СМИ о деятельности учащегося или его творческих работах.
Раздел "Мир моих увлечений"
Раздел содержит информацию об увлечениях ребенка в свободное от уроков
время: хобби, занятость в дополнительном образовании, фотографии,
отражающие его увлечения и т.д.
Портфолио, как инновационный продукт, носит системный характер. В
образовательном процессе он используется как: процессуальный способ
фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные
доказательства образовательной деятельности ученика.
Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:
сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов
современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные
действия);
учитывает особенности развития критического мышления учащихся
путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) –
осмысление – рефлексия;
позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения,
осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они
узнали.