Ломоносовская реформа русского стихосложения, ее значение для эволюции поэтического языка - ЛИТЕРАТУРА - ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ - Каталог файлов - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 24.04.2014, 18:54
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ЧУДИКИ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ    ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА
» ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ
» ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [99]
ЛИТЕРАТУРА [110]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [47]
ИСТОРИЯ [28]
МАТЕМАТИКА [56]
БИОЛОГИЯ [81]
ГЕОГРАФИЯ [36]
ХИМИЯ [43]
ФИЗИКА [46]
ИНФОРМАТИКА [29]
ОБЖ [37]
ТЕХНОЛОГИЯ [29]
ФИЗКУЛЬТУРА [28]
МХК [19]
МУЗЫКА [16]
ИЗО [20]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [36]
» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ЛИТЕРАТУРА

Ломоносовская реформа русского стихосложения, ее значение для эволюции поэтического языка
05.04.2013, 11:06

Цель занятия:

  • раскрыть содержание реформы русского стихосложения, показать, какую роль сыграл М.В.Ломоносов в её создании.

Задача занятия:

  • познакомить учащихся с "Письмом о правилах Российского стихотворства" М.В.Ломоносова, показать ценность этого трактата;
  • создать творческую атмосферу, в которой учащиеся могли бы свободно выражать собственное мнение и отстаивать его;
  • способствовать развитию познавательного интереса к русской литературе, её становлению;
  • на примерах из жизни М.В. Ломоносова вызвать чувства патриотизма и гордости, желание понять своё предназначение в жизни, сделать что-то нужное людям, оставить добрый след на земле.

Форма проведения:

  • дидактическая игра "Заседание учёного совета по вопросам теории литературы"

Оборудование:

  • карточки с теоретическим материалом по реформе русского стихосложения, карточки для практической работы, мультимедийная презентация.

Обоснование.

Данное занятие интегрируется со следующими предметными областями: русским языком, историей, обществознанием, химией, физикой. Содержание внеклассного мероприятия выходит за рамки образовательного стандарта и, следовательно, является дополнительным источником обогащения кругозора учащихся. Теория сложна для самостоятельного поиска материала, поэтому требует помощи учителя.

Для проведения внеклассного занятия выбрана игровая форма, где подготовленные ученики сообщают теоретические сведения, для закрепления изученного - практическая работа в парах сменного состава, итог - дискуссия о значении реформы русского стихосложения М.В. Ломоносова для эволюции поэтического языка.

Такой вид работы, на мой взгляд, активизирует интерес учащихся к великим людям нашей страны, к тем открытиям, которые они совершили, позволяет дать собственную оценку их трудам.

Актуальность обращения к жизни и деятельности первого российского академика обусловлена необходимостью познания его наследия, потребностью изучения личности и судьбы ученого. В центре внимания участников внеклассного мероприятия- передовые идеи ученого в области отечественной поэзии.

Ход урока

I. Введение в тему. Вступительное слово учителя.

Все вы знаете, что в этом году наша наука отмечает 300-летие великого сына России - М.В. Ломоносова. Его исполинская по своей научной, культурной и общественной деятельности фигура высится у истоков новой русской художественной литературы. Поразительны были широта, глубина и разнообразие его научных интересов.

Он поистине был отцом новой русской науки и культуры. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия - вот основные отрасли, в которых работал гениальный учёный. И везде - он сказал своё слово, сделал много открытий. Ломоносов был гениальным сыном русского народа, горячо любящим свою страну. В нём воплотились лучшие черты, свойственные русскому народу: необыкновенная энергия и работоспособность, железная сила воли, разносторонняя творческая одарённость, беззаветное служение народу.

Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является реформа русского стихосложения, которую он провёл.И наше внеклассное мероприятие мы посвятим знакомству с "Письмом о правилах Российского стихотворства" М.В. Ломоносова, постараемся раскрыть содержание этой работы, её значение для эволюции поэтического языка.

А теперь для эффективной и интересной работы создадим учёный совет, где обсудим вопросы теории литературы.

II. Заседание учёного совета по вопросам литературы.

Позвольте считать заседание учёного совета открытым.

На заседании обсудим следующие вопросы:

  1. Силлабическая и силлабо-тоническая системы стихосложения.
  2. В. К. Тредиаковский - первооткрыватель. Работа В. К. Тредиаковского 1735 г. "Краткий и новый способ к сложению стихов российских".
  3. М. В. Ломоносов - систематизатор и реформатор. "Письмо о правилах Российского стихотворства".

- Переходим к слушаниям. Прежде чем мы с вами будем заслушивать выступления по второму и третьему вопросу, предлагаю вспомнить, что вы знаете о силлабической и силлабо-тонической системах стихосложения.

1. Выступает первый подготовленный ученик.

Сегодня мы говорим о реформе русского стихосложения, и хотелось бы отметить, что первооткрывателем, автором теоретического обоснования и первого опыта практического применения силлабо-тонического принципа стихосложения был В.К. Тредиаковский, именно он осуществил первый этап реформы.

Появившаяся в XVII веке виршевая силлабическая поэзия перешла и в XVIII век. Но в 1735 году В.К. Тредиаковский (1703-1769), поэт и учёный, опубликовал сочинение "Новый и краткий способ сложения стихов Российских". В этой книге он первый задался высокой целью: создать стих, соответствующий строю русского языка, отказаться от силлабического. Тредиаковский указывает, что "поэзия нашего простого народа довела" его до мысли, что русскому языку свойственно не силлабическое, основанное на количестве слогов в строке, а силлабо-тоническое стихосложение, опирающееся на одинаковое число ударений в каждом стихе, на чередование ударных и неударных слогов. Это была очень важная и правильная мысль. Но Тредиаковский не сумел сделать из этого основного положения всех необходимых выводов.

2. Выступление по второму вопросу.

- По второму вопросу у нас представлено несколько докладчиков.

1)Развитие Ломоносовым теоретических выводов Тредиаковского.

Второй этап реформы русского стихосложения осуществил Михаил Васильевич Ломоносов.

Он оценил основную мысль Тредиаковского: русскому языку свойственно силлабо-тоническое стихосложение. Но Ломоносов развил это положение, довёл преобразование русского стиха до конца. В 1739 году Ломоносов, учившийся тогда в Германии, написал "Письмо о правилах Российского стихотворства", в котором доказал (и теоретически, и отрывками из своих поэтических произведений), что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, как утверждал Тредиаковский, но и анапестом, и сочетанием ямбов с анапестами, и хореев с дактилями, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их.

Наконец, последовательная отмена всех ограничений, наложенных Тредиаковским на применение силлабо-тонического принципа, привела Ломоносова к мысли о необходимости введения еще одного, отсутствующего у Тредиаковского, ритмического определителя стиха. Поскольку Тредиаковский работал только с длинным стихом, ему не было необходимым понятие размера. А Ломоносов, работавший и с короткими, и с длинными стихами, вплотную столкнулся с необходимостью определения стиха не только по типу ритма (ямб, хорей и т.д.), но и по длине. Так в его "Письме..." складывается понятие размера, хотя сам термин "размер" Ломоносов не употребляет, а только перечисляет существующие размеры, обозначая их греческими терминами гексаметр (шестистопный), пентаметр (пятистопный), тетраметр (четырехстопный), триметр (трехстопный) и диметр (двухстопный). Шесть типов стоп, каждый из которых может употребляться в пяти вариантах размерности, дают теоретическую возможность существования "тридцати родов" стихотворства. По сравнению с одним "родом" - семистопным хореем Тредиаковского, тридцать метрико-ритмических вариантов стихов у Ломоносова - это уже целая поэтическая система.

3. Обобщение, выводы. Слово учителя.

Таким образом, поэтапное осуществление реформы русского стихосложения в конечном счете утвердило в русской поэзии силлабо-тонический принцип стихосложения, который максимально соответствует акцентологии русского языка и до сих пор является основополагающим принципом русского стихосложения. Тредиаковский в этой реформе является первооткрывателем, автором теоретического обоснования и первого опыта практического применения принципа, Ломоносов же - систематизатором, распространившим сферу его применения на всю без исключения стихотворную практику.

III. Практическая работа.

- "Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением", - сказал М. В. Ломоносов. И, следуя словам великого мыслителя, я предлагаю вам выполнить небольшую практическую работу в парах по определению размера и ритма стихотворного произведения.

(Слоговую схему вычерчивают на альбомных листах, при ответе лист прикрепляется к доске.) После выполнения работы подумайте, какое из стихотворений более сложное для прочтения и почему?

Проверка. (Первое стихотворение-силлабическая система, тринадцатисложное, ударение на разных слогах; второе - силлабо-тоническая, двусложный размер -четырёхстопный ямб)

- Так какое же значение, по-вашему, имела Ломоносовская реформа стихосложения для эволюции поэтического языка?

- Конечно, огромное значение имела эта реформа. М.В.Ломоносов действует как горячий патриот, твёрдо убеждённый, что Россия может иметь своё стихосложение, не уступающее "бодростью и героическим звоном" греческому, латинскому и западноевропейскому. Он создаёт национальное стихосложение, свойственное строю русского языка, даёт начало новой поэзии XVIII в. и пути развития поэзии XIX в. Ломоносов изтяжеловесного речения превратил стих в повествование, возвышающее чувства и воображение.

IV. Подведение итогов урока.

- И в заключение нашего занятия мне хотелось бы прочитать стихотворение С.И.Стромилова, посвящённое гениальному учёному.

В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он рождён;
Снегами полюса он встречен у купели
И пышным севера сиянья озарён.
Покинув дом отца, в стране чужой, далёко,
как хлеба, он искал познаний и наук.
Он в тайны естества сошёл умом глубоко
И первый вырвал нам из лиры стройный звук.

Категория: ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, скачать, новаторский урок литературы, конспект урока
Просмотров: 75 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» TOP-100










































Обучаем играючи


ПОЗНАЙКО











» Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2014 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0 Создать сайт бесплатно